«Эта брешь создавалась не нами» Открытое письмо главы Пригородной волости Пустошкинского района Марии Шандаевской губернатору Псковской области,
Руководитель одного из муниципальных образований Пустошкинского района, попавших под каток "оптимизации", опубликовала открытое письмо на сайте губернатора – иных способов достучаться до руководства региона, по словам многолетней главы Пригородной волости Марии Шандаевской, у руководителей поселенческого звена нет. Да и такие способы, какой выбрала она, чреваты «санкциями», уверена один из самых опытных специалистов местного самоуправления в Псковской области. «Псковская губерния» публикует данное письмо с незначительными сокращениями.
«Ответа не жду, как и элементарной помощи»
После недавнего совещания – встречи с Вами в администрации района для обсуждения планов реорганизации учреждений бюджетной сферы – остался горький, неприятный осадок. И никаких сомнений в том, что сельские поселения в области будут «самоликвидироваться» не «мытьем, так катаньем».
Убедить несогласных вам по известным причинам помогут большинство глав районов, в том числе и через местные подвластные газеты с дискриминирующими администрации волостей статейками. Как в нашей газете «Вперед» – с извращением цифр и фактов, с явным намерением оболгать, ввести людей в заблуждение, настроить против. Свою фальшивку на первой странице газеты глава района Ю. В. Жуков на прошедшей в понедельник планерке в свойственной ему манере оправдал требованием областных властей.
Обращаюсь через официальный сайт не только потому, что свое видение проблем в жизнедеятельности волостей и предложения обещала изложить в письменном виде. А еще и потому, что есть надежда, что оно будет хотя бы прочитано. И до вас дойдет другое мнение по проблемам села и организации местного самоуправления в нашей области. Ответа не жду, как и элементарной помощи.
Имею отрицательный опыт обращения к Вам с ходатайством. Оно было официально отправлено в адрес губернатора в декабре прошлого года. Но какого-нибудь ответа мы не дождались до августа текущего года. И только при повторном обращении получен отрицательный ответ. По существу формальная отписка за подписью заместителя губернатора М. К. Жаворонкова в исполнении В. Н. Коркина.
Отдаю себе отчет в том, какие «санкции» за столь дерзкий поступок могут последовать от власть имущих. И финансовая дубина – ещё не самое тяжелое орудие наказать мыслящих иначе. В этих условиях мы живем уже более шести лет только потому, что вынесли решение с 1 января 2009 года выполнять полномочия по всем вопросам местного значения, установленным ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Как и положено каждому поселению. Эту ответственность мы возложили на себя в силу того, что муниципальный район, обязанный выполнять полномочия поселений по значительной части вопросов местного значения в переходный период 2006-2008 гг. по закону области, их не выполнял. Как временщик, довёл до убогого, аварийного состояния муниципальные объекты, которые нам и были переданы.
В то время все главы волостей в районе стремились выполнять объем полномочий, установленный Федеральным законом, полностью. Но показательные приезды (наезды) к нам так называемых «согласительных комиссий» областной администрации по 7-8 человек, да столько же от района, массы проверяющих и проверок по полномочиям, к исполнению которых еще и приступить не успели, вызовы к губернатору (Кузнецову М. В.) и его замам, навязчивое участие на сессиях крупных чиновников области с их «убедительными доводами» сделали свое дело. Сдались коллеги, подписали соглашения о передаче половины своих полномочий на уровень района. Не всякий выдержит такой напор. Тем более что работать предстояло за ту же зарплату. Без увеличения штатной численности. Мы выдержали и продолжаем это делать по сей день в числе двух волостей из 156-ти в области, показывая «дурной пример» самостоятельности.
Наша волость – самое крупное в районе поселение, как в территориальном отношении, так и по количеству жителей. У нас проживает 15% от общего количества жителей в районе и 30% - в сельской местности. Это единственное в районе муниципальное образование, где численность населения за последние три года не сократилась, а увеличилась.
При мизере средств по нормативам из областного бюджета и какой-либо помощи, кроме вреда и «палок в колеса» со стороны администрации района, на протяжении девяти лет содержим аварийные системы централизованного водоснабжения, оставшиеся по наследству от «канувших в Лету» колхозов. За последнее время отремонтировали и построили в деревнях 15 колодцев. Стремимся что-то полезное сделать на 26 гражданских и шести воинских захоронениях. Ликвидируем свалки, проводим ремонты своих объектов. Первыми приступили к освещению населенных пунктов и продолжаем эту работу. Проводим благоустройство.
А мизер выделенных средств в 2014 году по нормативу области выглядит так:
- на водоснабжение – 119 тыс. руб.,
- на содержание мест захоронения – 30 тыс. руб.,
- на сбор и вывоз бытовых отходов – 16 тыс. руб.
Коллектив администрации работает с непомерной нагрузкой, но – для людей. Ведь дополнительно к вопросам местного значения осуществляем еще похозяйственный учет с выдачей жителям массы документов и справок, воинский учет. До 1 января текущего года осуществляли регистрационный учет по месту жительства и пребывания совершенно без финансирования.
«Эта экономия – призрачная»
Это далеко не полный перечень, чем приходится заниматься по письменным, а больше по устным обращениям наших жителей. По областному нормативу у нас только три штатные единицы муниципальных служащих и 0,3 единицы специалиста финансового органа. Ранее выделяемые 0,5 единицы на выполнение 15 дополнительных вопросов местного значения в 2014 году отобрали.
Более рационального расходования бюджетных средств, как у нас, быть просто не может. А вот что будет при объединении с такими же нищими при наплевательском отношении к сельским жителям со стороны руководства района, представить несложно.
В результате запланированной «самоликвидации» в каждом районе должно остаться по три волости. В масштабе области это 72 единицы (24 х 3). 84 волости должны «оптимизироваться» (156–72). Расходы на содержание одного аппарата сокращаемых администраций волостей в среднем составляют 1 млн руб. в год. То есть в лучшем случае, даже если на присоединяемых территориях не останется ни одного работника, экономия составит не более 85 млн в год.
В Пустошкинском районе присоединить предполагалось две волости: Пригородную – самую большую по населению – и Щукинскую – самую маленькую и отдаленную. К кому – так и не решили. Экономия на аппаратах этих двух волостей могла составить в пределах 2,3 млн руб.
Даже рядовому человеку, не сведущему в финансовых вопросах, достаточно пролистать бюджет области – станет понятно, что эта экономия – призрачная. Если ликвидировать все сельские поселения в области и прекратить финансирование всех муниципальных услуг на селе, «бюджетные дыры» перекрыть не удастся. И эта брешь создавалась не нами.
«Дыхание реформы» дошло и до нашего района. Еще раньше нам были розданы готовые блок-схемы мероприятий по преобразованию, где инициаторами и главными действующими лицами этого сомнительного «действа» были назначены главы поселений. Вручили и готовые проекты правовых актов.
Приезд губернатора в район должен был, по замыслу, окончательно «убедить» с этим делом поторопиться.
В своем выступлении Вы неоднократно дали нам понять, что ожидает волости в ближайшей перспективе. Настойчиво «предлагали» почитать 136-й Федеральный закон, сокративший полномочия сельских поселений.
Мнением муниципалитетов нашего низового уровня не сочли нужным поинтересоваться ни администрация области, ни Совет муниципальных образований. Мы активно общаемся с коллегами в районах, поэтому в курсе дел. Во внимание принимается только мнение глав районов, некоторые из которых понятия не имеют, как и чем живет волость. Очень далеки от народа, но ближе к руководству области.
В результате родился закон Псковской области от 10.12.2014 № 1464-ОЗ, закрепивший за сельскими поселениями 3 вопроса местного значения теперь уже района:
1) Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам и их береговым полосам.
2) Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
3) Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
По принципу: «На тебе, Боже, что мне негоже».
«Чем вы еще будете заниматься, кроме кладбищ и мусора?»
Естественно, решением таких вопросов администрации районов заниматься не будут. Не барское это дело. Проблемы в этих сферах требуют ежедневного внимания, затрат времени и средств. А средств на 2015 год выделено:
1) На создание условий для массового отдыха жителей поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам и их береговым полосам – 0.
2) На организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора – 16 тыс. руб. на 43 деревни.
3) На организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения – 32 тыс. руб. на 26 кладбищ.
Никто еще не отменял санитарные нормы и требования по содержанию перечисленных объектов. Так что судебные иски и представления прокуратуры к нам неизбежны. Отсутствие средств на исполнение не освобождает от ответственности.
Району гораздо почетнее и необременительнее решать такие вопросы поселений, как:
- осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
- осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
- осуществление мер по противодействию коррупции;
- участие в профилактике терроризма и экстремизма;
- осуществление муниципального лесного контроля;
- и многие другие такого же направления.
На этом совещании мы с коллегами были оскорблены Вашим насмешливо-пренебрежительным вопросом: «Чем вы еще будете заниматься, кроме кладбищ и мусора? Хорошо, если Юрий Васильевич с районного уровня передаст вам какие-то вопросы». Это сказано к необходимости объединения, «продиктованной самой жизнью».
Плохо, когда администрация области с населением 656,6 тыс. человек не знает, чем занимаются администрации волостей и районов. Финансирует их содержание без учета, сколько на самом деле нужно работников там и там, чтобы они работали с оптимальной нагрузкой и качественно.
Никто не отменял в муниципальной сфере (государственной – тоже) таких понятий и мероприятий, как нормирование труда, затраты труда и нормы нагрузки, затраты времени на все составляющие трудового процесса.
При обоснованном, грамотном подходе несложно было бы определить, каких и сколько вопросов можно возложить на одного работника. А в отдельных случаях - сколько работников необходимо для решения одного вопроса. Тогда бы нормативная численность муниципальных и прочих служащих устанавливалась не произвольно, а обоснованно. Соответственно, и расходы на содержание - тоже.
В Пустошкинском районе с населением 8799 человек в штате администрации района с отделами порядка 60 человек. Это самый многочисленный и дорогостоящий «трудовой» коллектив. На его содержание в 2014 году уйдет из бюджета 19,5 млн руб., столько же планируется и на 2015 год. За счет вакантных должностей в конце года можно получать хорошие премии.
Для сравнения, дотации всем поселениям из областного бюджета через район на осуществление всех полномочий, включая и расходы на содержание администраций волостей, составляют в 2014 году 7 млн 90 тысяч руб. Такой перекос в финансировании в пользу районного аппарата не только недопустим, он не соответствует здравому смыслу. Из средств района выравнивание бюджетной обеспеченности поселений не осуществляется и никогда не осуществлялось.
…Пока существуют муниципальные районы с современными функциями, удобными руководству области, поселенческому уровню местного самоуправления - не развиваться, а может, и не быть. Всегда надо помнить: если что-то удобно для власти, это не значит, что удобно для человека.
Именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Статья 2 Конституции Российской Федерации.
Мария ШАНДАЕВСКАЯ, глава Пригородной волости Пустошкинского района, источник публикации: turchak.ru