Королевство Арго: ребятам о зверятах в Красногородске не нужно рассказывать
Красногородскую агрошколу давно называют «уникальной жемчужиной» псковского образования. Ещё со времён образования школы в 1944 году здесь завели подсобное хозяйство. Первыми воспитанниками интерната стали болезненные и худенькие дети из блокадного Ленинграда. В голодные военные и послевоенные годы подсобное хозяйство было одним из наиболее доступных способов прокормить ребят. Но постепенно педагоги стали замечать, что мальчишки и девчонки привязываются к животным. Все они пережили немаленькие трагедии в своих семьях, а «зверотерапия» помогала оттаивать. На глазах волчата превращались в котят. Котята, кстати, в агрошколе сегодня тоже есть, вот только ребята уже даже сбились со счёта, сколько их. Зато на ферме крупнорогатого скота всё точно. Зашедших туда полюбопытствовать, как в песенке из фильма про Мэри Поппинс, встречают тридцать три коровы. Впрочем, обычно сюда заходят с иными целями. Все воспитанники агрошколы в 8-9 классах проходят практику на ферме. Ребята учатся ухаживать за коровами и доить их. Практически всё делают вручную.
А познакомиться с различными механизмами они могут в автопарке при своей агрошколе. Мальчишки и девчонки с удовольствием получают права трактористов, а по достижении совершеннолетия - и водителей автомобилей. Такая возможность воспитанникам предоставляется бесплатно.
- Автопарк у нас большой, всё, конечно, старенькое, но есть прицепы мотоблоки, трактора, мини-трактора для обработки полей - в общем, всё необходимое, - перечисляет директор Красногородской агрошколы-интерната Елена Зуева. - Стараемся это сохранить. Всё лето работаем без устали - сено сами заготавливаем.
Участок в двести гектаров того и требует. Здесь выращивают разнообразные сельскохозяйственные культуры. Овощи в школьной столовой, как молоко и мясо, всегда были своими. На питание в агрошколе тратят существенно меньше, чем в других образовательных учреждениях области именно потому, что всё необходимое предпочитают выращивать самостоятельно. Излишки экологически чистых продуктов или рассады, выращенной школьниками, с удовольствием скупает местное население. А на вырученные деньги для ребят организовывают интересные поездки. Кстати, их работу «в полях» тоже частично оплачивают.
- Это тяжёлый и достаточно изнурительный труд, неудивительно, что далеко не все ребята работают в огороде с удовольствием, - отмечает директор агрошколы. - У нас в учебный план включены занятия общественно полезным и сельскохозяйственным трудом. Некоторые ученики ворчат, но потом признают, что полученные навыки оказались очень полезными в самостоятельной жизни. Абсолютное большинство наших воспитанников из сельской местности. Возвра-щаться им, скорее всего, при-дётся в деревенские дома...
Готовят к взрослой жизни и в производственных мастерских: швейной и столярной. Но, пожалуй, самая большая работа в плане социально-бытовой адаптации воспитанников агрошколы - это проект «Тёплый дом». Несколько лет назад в школе отремонтировали кор-пус, в котором оборудовали 4 квартиры для ребят. Им дают возможность пожить там отдельно, и такая самостоятель-ность воспринимается как настоящий подарок. Педагоги подчёркивают, что многие воспитанники попали в учреждение, не имея ни малейшего понятия о домашнем уюте. В этих квартирах они пытаются создавать такой уют сами. Дети знают, что подарок нужно заслужить: чтобы в течение недели-двух пожить отдельно, нужно хорошо учиться и дисциплинированно себя вести. Но, пожалуй, самое сложное - успевать в учёбе во время такого отдельного проживания. Проверку на самостоятельность проходят не все.
- Мы с подружками как раз сегодня выселяемся из этой квартиры, - словоохотливо рассказывает Яна Савунова. - Жили вчетвером в трёх комнатах - красота! Находится квартира совсем рядом со школой, но в то же время она располагается совершенно отдельно. Жить там и в группе - две большие разницы. Ты сам отвечаешь за себя, самостоятельно распределяешь своё время. Никто не напоминает, что нужно пораньше лечь спать или сделать уроки. К тому же, там ты сам себе готовишь. На три дня нам с девочками выдали две с лишним тысячи рублей. Ходили в магазин, выбирали продукты, учились экономить, а потом варили суп. Получилось очень вкусно!
С улыбкой наблюдает за Яниным «интервью» её старшая сестра Саша. Она, второкурсница физмата ПсковГУ, одна из немногих выпускников агрошколы, которые решили получить высшее образование. Большинство ребят, по словам учителей и воспитателей, предпочитают рабочие специальности. В Псковском сельхозтехникуме этим выпускникам всегда рады: многое, из того, чему здесь учат, ребята уже умеют благодаря школе. Но Саша Савунова считает, что именно университетское образование даст ей возможность в будущем помогать своим младшеньким, которых у неё много: брат, три родных и две двоюродных сестрички. На все выходные и каникулы девушка старается приезжать в своё королевство Агро, чтобы навещать их. А здесь всегда тепло принимают своих выпускников и пристально следят за их дальнейшей судьбой. Агрошкола действительно напоминает огромную семью, где всех с малых лет приучают к труду, где каждый знает цену приготовленному обеду, где старшие заботятся о младших, а младшие у них учатся.
И куда повзрослевшие дети так любят приезжать, чтобы собраться за большим столом со всеми ребятами и воспитателями и почувствовать себя по-настоящему дома.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru.
Фото автора.