Православная нефтедобыча и другие причуды
Павел. – Наташ, о чём бы ты хотела написать книгу?
Наталья. – О детском лагере! Думаешь, у меня получится?
П. – Вот у журналиста Артура Соломонова получилось.
Н. – Мне льстит, конечно, твоя уверенность в силах любого журналиста выдать бестселлер, но Артур написал роман о театре, с которым у него связана буквально вся жизнь: сначала театральная студия в школе, потом театроведческий факультет ГИТИСа, а после - работа в СМИ страны, написание многочисленных рецензий и колонок о театре...
П. - Но «Театральная история», вопреки названию, не только о театре. Автор взялся ещё и за животрепещущую тему отношений церкви и светского общества. Надпись на книге «Не оскорбляет чувства верующих» на обложке сразу интригует…
Н. - …не менее, чем стоящая рядом «Не пропагандирует гомосексуализм».
П. – Наташа, ты, как Наташа из этого романа, наделена уникальной способностью уводить разговор в совершенно другое русло. Я вообще-то начал о церкви. Один из главных героев романа, отец Никодим – целибатный (то есть неженатый) протоиерей, настоятель небольшого храма в центре Москвы. Он известный проповедник, особенно популярный в среде столичной интеллигенции. Часто выступает с экрана телевизора и по радио, ведёт свой блог в Интернете. И, что особенно интересно, он страстный поклонник театрального искусства и связывает с ним большие надежды.
Н. – Он хочет создать свой «православный театр», чтобы проповедовать со сцены. Ради своей цели он прощает все грехи своему покровителю – недоолигарху. (Ипполита Карловича называли «недоолигархом» в высших финансово-политических кругах. Потому что он занял позицию человека с огромным богатством, но абсолютно чуждого политике и даже не желающего приумножить свой капитал, только сохранить).
П. – Ну, предположим, не все…
Н. – Ну, предположим, может, потому, что и сам не без греха… Союз священника и недоолигарха продиктован самой жизнью: именно эти персонажи оказывают огромное влияние на «повестку» сегодняшнего дня.
П. - Многим образ курящего, матерящегося священника может показаться неестественным. Но автор, пусть и в гротескной форме, показывает те искушения, которые попадаются на пути многих христиан. После многочисленных новостей о «батюшках на BMW» становится понятно, что не все эти искушения побеждают.
Н. - Интересно, что в одной из сцен романа Артур Соломонов фактически предсказал «выступление» группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в феврале 2012 года. Писатель почувствовал, в какие формы может вылиться нелюбовь некоторых представителей «креативного класса» к Церкви.
П. – Если уж на то пошло, то предсказал автор не только это. Взять хотя бы недавнюю ситуацию в псковском театре.
Н. – Ну да, я и хотела с этого начать, ты, как всегда, сбил меня с мысли. Интрига и конфликт произведения уже в аннотации: неудачливому актёру снится сон, что его назначают на роль Джульетты, после чего ему вдруг звонит режиссёр и…
П. – … И начинаются страсти, которые Шекспиру и не снились. Впрочем, роман пронизан не только страстями, но и необыкновенным юмором, кстати, именно на уровне конфликта персонажей. Вот, например, о православном театре из уст непосредственных участников диалога, священника и недоолигарха: «А потому нам нужен православный театр. Первый в истории России. И мира. - А может, тебе лучше заняться православной нефтедобычей? Я могу подсобить. Я это даже легче себе представляю. Чем то, о чём ты говоришь».
Н. – Давай не будем лишать наших читателей удовольствия познакомиться с подобными пассажами самостоятельно. А удовольствие неминуемо: слог автора удивительно лёгок и в то же время изящен, сюжет затягивает (я, зная, что завтра на работу, не могла расстаться с книгой до пяти утра), а герои, несмотря на их неоднозначность, влюбляют в себя…
П. – Интересно, что в романе, в лучших традициях «антиклассицизма», нет ни одного абсолютно положительного или отрицательного героя. Как и в жизни, верно?
Н. – Да, и поэтому, прежде, чем осуждать кого-то из героев, подумайте, что они всё же – плоды богатого воображения Артура Соломонова. Между тем, в самой жизни зачастую бывают куда более колоритные персонажи.
П. - И куда более убедительные актёры, которые с театром не имеют ничего общего.
Наталья ИГНАТЕНКО, Павел ДМИТРИЕВ