Утром – деньги, вечером – программа. А если наоборот?
Жители Дома ветеранов ждут нового лифта и каждый день рискуют здоровьем.
В августе 2012 года произошёл трагический случай в доме № 45 по улице Ижорского Батальона: пользуясь лифтом, погибла девочка. Тогда средства массовой информации много писали об этом. Наша газета в апреле 2013 года в материале «Ездить на лифте или ходить пешком?» подробно анализировала ситуацию в городе с лифтовым хозяйством.
Поскольку городская программа по замене лифтов в этом году была приостановлена из-за отсутствия средств в городском бюджете, оставалась надежда на региональную программу на 2013–2015 годы, которая весной формировалась в областной администрации. Правда, условия её для жителей многоэтажных домов более суровые – 15% софинансирования вместо 5% по городской программе. Доля городского бюджета – 30%, что более 400 млн рублей, что тоже немало, и в этом безденежном году найти такие деньги просто нереально.
Напомним: в городском хозяйстве 850 лифтов, из которых 230 выработали свой срок – 25 лет. Есть и такие, что трудятся уже по 35-38 лет. Они просто опасны для жителей. Весной этого года только что назначенный директор муниципального предприятия «Псковлифтсервис» Николай Самойлов говорил про новый технический регламент по безопасности лифтов, действующий с февраля 2013 года и определяющий семилетний переходный период. По нему, прежде всего, необходимо сделать независимую экспертизу всех 230-ти лифтов и определить, сколько из них нужно заменить немедленно. Хотя и без экспертизы ясно, что в первую очередь подлежат замене лифты, которые установили в 1975–1978 годах, потому что там существует усталость металла, и они реально опасны. А далее уже смотреть по степени изношенности: какие модернизировать, какие ремонтировать. Конечно, дешевле было бы сразу все заменить и не тратить деньги на недолговечные ремонты, но семилетний переходный период позволяет делать это постепенно и не слишком обременительно для бюджетов. Хотя и экспертиза, и ремонты тоже требуют денег. Например, модернизация – всего на 150 тысяч дешевле замены лифта.
Тогда же, весной, была достигнута договорённость города с областной администрацией о том, что управляющие компании проведут общие собрания жителей многоэтажек и составят списки тех домов, что согласились с 15-процентным софинансированием. Однако провести такие собрания и собрать две трети голосов «за» оказалось не так просто. Возникало много вопросов, на которые ни у управляющих компаний, ни у депутатов городской Думы не было ответов. Например, почему по городской программе софинансирование собственников составляло 5%, а по областной – 15%? Ссылка на то, что, дескать, именно такая цифра процентов заложена теперь в условиях Фонда содействия реформированию ЖКХ в сфере капитального ремонта, не состоятельна, потому что в том же документе есть оговорка, что в региональных программах проценты софинансирования могут быть другими.
Почему размер софинансирования собственника зависит от размера квартиры? Ведь в трёхкомнатной может жить пенсионерка, а в однокомнатной – три-четыре человека трудоспособного возраста. Соразмерить их плату за новый лифт в зависимости от квадратных метров квартиры и назвать её справедливой невозможно. А какую плату брать с жителей первого и второго этажей? Они категорически отказываются платить 15%. А если их не учитывать, то остальным придётся платить ещё больше. В конкретных цифрах это выглядит так: установка нового лифта стоит 2 млн рублей, 15% софинансирования – это 300 тысяч на подъезд. Исключаем два первых этажа и делим на количество квадратных метров жилой площади. Далее каждый может посчитать сам в соответствии со своими квадратными метрами. А что делать с общежитиями, где собрать плату в 15% практически не представляется возможным?
Надо признать, что городская программа по замене лифтов с 5-процентным софинансированием шла веселее. В 2011–2012 годах в городе заменяли по 10 лифтов. И если в 2012 году городской бюджет имел на эти цели 16 млн 183 тысячи рублей, то в 2013 году – ни копейки.
Вместе с тем некоторые депутаты Псковской городской Думы уверены: если бы областной центр получал справедливое финансирование, в том числе за статус столицы региона, он сам за несколько лет справился бы с заменой лифтового оборудования по своей городской программе с софинансированием 5% для собственников.
Весной сотрудники управления городского хозяйства администрации города и управляющих компаний говорили, что у них недостаточно информации, чтобы убеждать собственников участвовать в областной программе по замене лифтов. Нет подробностей, нет чётких правил, нет вариантов оплаты для собственников. Например, предлагалось оплачивать проект замены лифта, что теперь, по новым техническим правилам, – обязательное условие. Проект ориентировочно стоит 100 тысяч. Пусть это и будет плата собственников. Вошло это предложение в программу или нет – никто пока не знает. Как никто не знает ответов и на все другие перечисленные вопросы. То есть, фактически областной программы ещё нет. Скорее всего, и это звучало ещё весной, она будет, когда жители многоквартирных домов чётко определятся с оплатой в 15%. А собственники сначала желают видеть готовую программу, тем более что она должна действовать с 2013 года, и в ней должны быть прописаны все условия и все обязательства сторон. Как быть? Ждать ещё одного несчастного случая?
Кстати, о нём. Жители подъездов дома № 45 по улице Ижорского Батальона до сих пор ходят на свои этажи пешком, уже больше года. Поскольку в бюджет города на ремонт и замену лифтов область не заложила ни рубля, муниципалитет обратился к губернатору Андрею Турчаку с просьбой выделить субсидию в сумме 6 млн рублей на замену трёх остановленных Ростехнадзором лифтов. Губернатор откликнулся на просьбу главы города Ивана Цецерского и выделил половину суммы – 3 млн рублей. Только на днях состоялся аукцион, в котором приняли участие 7 организаций, в том числе из Петербурга и Москвы. Выиграла подряд организация из Химок Московской области. Цена контракта 5 млн 433 тысячи рублей. На установку лифта по контракту даётся 60 дней.
А ещё одна беда в лифте вполне может случиться: в Доме ветеранов, что на улице Кузбасской Дивизии. В течение двух лет директор специального учреждения Николай Груздов пишет письма в областное управление социальной защиты населения с просьбой надёжно отремонтировать или заменить лифт. И получает уклончивые ответы, дескать, нет возможности. От них директору не легче, как и тем пожилым и очень пожилым людям (от 80-ти до 104-х лет), кто по нескольку раз в день в стареньком лифте застревает между этажами. Причём это люди не только преклонных лет, но и больные. Конечно, здесь есть дежурный медицинский работник, есть психолог, который старается разговорами снять стресс, но часто приходится по такому случаю вызывать скорую помощь.
Это не совсем привычный ветеранский дом. Он занимает один подъезд многоквартирного девятиэтажного жилого здания. И это образцово-показательный дом, где о пожилых людях действительно заботятся, причём не за большие деньги, а по совести и доброте. Зарплаты здесь как раз совсем небольшие, а забот и капризов хватает. Учреждение государственное, и заботиться о его благополучии обязано управление социальной защиты области. Но и для города Дом ветеранов не чужой: здесь живут псковичи, а совет попечителей возглавляет глава Пскова Иван Цецерский. И, конечно же, отписки областной соцзащиты их не устраивают. Тем более что совсем недавно администрация области нашла возможность заменить лифты в Гдовском и Опочецком домах ветеранов. Директор Псковского дома Николай Груздов согласен на софинансирование. С его умением ладить с людьми возможна спонсорская помощь, как это сделали в Опочке, но ему ничего не предлагают в ответных письмах и ничего не объясняют.
Похоже, так у нас повелось: пока перекрытия не рухнут, денег на капитальный ремонт дома городу не дадим; пока никто не умер в застрявшем лифте, его не будем менять. А вот когда беда случится, тогда и будем думать. Плохая привычка...
Глава города Иван Цецерский на последнем заседании попечительского совета в Доме ветеранов предложил написать письмо о замене лифта на имя заместителя губернатора Александра Кузнецова. Хочется надеяться, что ответ будет, по крайней мере, обнадёживающим.
В управлении городского хозяйства администрации города сейчас не больше информации об областной программе по замене лифтов, чем было весной. Хотя, по словам начальника отдела капитального ремонта Антона Ляугминаса, протоколы общих собраний из управляющих компаний города продолжают поступать, но перспектива с лифтами так и не ясна. В проекте бюджета 2014 года из запланированных городом 32-х млн рублей на экспертизу лифтового хозяйства выделен только 1 млн.
Все неясные вопросы – по жителям первых этажей, по 15% софинансирования, которые вовсе не обязательны для региональной программы, по зависимости взноса собственников от квадратных метров – так и остались висеть в воздухе. Что не удивительно, поскольку программы как таковой ещё нет.
Елизавета Мартынова