«Еврофакультет – Псков». Второе дыхание.
Это значимое событие не только для Псковского университета, на базе которого реализуется проект, но и для всего региона. О достигнутых результатах и будущих свершениях в рамках проекта «Еврофакультет - Псков» мы говорим с проректором по международной деятельности университета Мариной Юрьевной Махотаевой.
Марина Юрьевна, давайте вспомним, как все начиналось. Как стало возможным участие региона в целом и вуза в частности в реализации такого масштабного проекта?
- Инициатива реализации проекта «Еврофакультет» в нашей области высказал губернатор еще в 2003 году. Его пригласили на заседание Совета государств Балтийского моря, тогда проект реализовывался в Калининграде, и он высказал пожелание запустить проект в нашем регионе. Потом порядка 6 лет мы работали над тем, чтобы его запустить и с 1 января 2009 года начался официальный старт трехлетней фазы. Наш проект «Еврофакультет – Псков» - проект третьей волны. Первая волна охватила страны Балтии, вторая – Калининград, а третья – Псков. И тут уже появились свои особенности, каких не было в двух предыдущих проектах: во-первых, реализовывались программы, как высшего, так и дополнительного профессионального образования, во-вторых, в проекте участвовали два вуза - государственный и негосударственный и отрабатывалась модель взаимодействия между ними, а в- третьих, проект реализовывался на условиях софинансирования со стороны России.
Встреча членов Консорциума в Турку в сентябре 2012 года
Первая фаза реализации проекта была завершена в декабре 2011 года. Почему было принято решение его продолжить?
-Первая фаза была завершена достаточно успешно. Учитывая важность проекта для расширения взаимодействия стран Балтийского региона в сфере образования, укрепления экономических связей и открытия новых возможностей для молодых специалистов и предпринимателей в развитии экономики и социальной сфере в апреле 2010 года была высказана идея о возможном продлении проекта еще на 3 года. Для принятия решения о 2-ой фазе была запущена процедура независимого аудита, которая проводилась шведскими экспертами. По ее результатам было принято решение о продолжении проекта. И с 1 сентября 2012 года был объявлен старт второй его фазы.
Софинансирование проекта осуществляется из средств Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (в 2011 г. – 3 млн. рублей, 2012 г. – 3 млн. рублей, 2013 г. – 3 млн. рублей)Какие цели и задачи стоят перед участниками проекта на этот раз?
-Основными задачами этой фазы станут: мониторинг рынка труда Северо-Западного федерального округа и разработка программ бакалавриата, исходя из потребностей рынка; разработка совместно с университетами – участниками проекта сетевой магистерской программы на английском языке «Бизнес в регионе Балтийского моря»; вклад в инновационное и региональное развитие за счет внедрения годовой новой Международной программы развития бизнеса, разработанной для служащих, предпринимателей и представителей вузов и администраций, направленной на укрепление внешнеэкономических связей, повышение уровня конкурентоспособности экономики Псковской области, а именно эту задачу и ставил некогда губернатор, а также в развитие международного сотрудничества.
В качестве сопутствующих задач выступают: повышение квалификации преподавателей, их языковой подготовки, внедрение современных методик и технологий в учебный процесс; развитие студенческой мобильности студентов; развитие инфраструктуры для бизнес образования, а именно предоставление доступа к высококачественным инновационным и коммуникационным технологиям и улучшенным библиотечным услугам.
Кроме этих задач, во второй фазе предусматривается выход проекта за рамки стен университета. С целью развития потенциала приграничного сотрудничества было решено включить в состав действующего Консорциума университетов, а это - университет Роскилде (Дания), Тронхеймская Бизнес Школа (Норвегия), Стокгольмская Школа Экономики в России (Швеция) во главе с университетом Турку (Финляндия) и Псковский государственный университет, еще три новых члена. Это Тартуский университет (Эстония), университет Латвии и Санкт-Петербургский государственный университет Экономики и Финансов (ФИНЭК). А буквально недавно было принято решение еще и об участии немецкого вуза. Им стал Европейский университет Виадрина.
Заседание экпертной группы в Стокгольме
Получается, что поучаствовать в проекте смогут не только преподаватели и студенты?
-Да. К участию мы приглашаем и широкую общественность. С этой целью 24 октября состоится так называемое стартовое мероприятие. В его рамках расскажут о задачах, которые стоят перед всеми. Быдут предусмотрены и networking, в ходе которых можно будет завязать контакты, уточнить условия участия в проекте.
Вернемся к студентам. Что им дает участие в этом проекте?
- Студенты делятся на три группы по степени вовлеченности в проект. Первая – это студенты финансово – экономического факультета, которые, поступая на бакалавриат по направлению «Экономика», могут стать студентами «Еврофакультета». Вторая группа – это студенты, которые могут брать курсы по выбору. И третья группа студентов – это студенты других факультетов, которые может и не берут курсы, но пользуются результатами, которые получены в результате реализации проекта. Например, у нас оборудован электронный читальный зал, доступ к нему имеют все учащиеся. Оборудован лингафонный кабинет. Кроме того, студенты гуманитарных специальностей теперь смогут принимать участие в проекте. Для них разработан проект по развитию студенческого предпринимательства.
Учитывая тот факт, что будут действовать сетевые программы, то студенты, поступив к нам, смогут выбрать обучение в любом из университетов, которые вошли в эту сеть. На сегодняшний день они могут получить диплом университетов Финляндии, Эстонии или Латвии.
В апреле 2013 года запланировано проведение международной школы-семинара «Презентация результатов первой фазы проекта «Еврофакультет-Псков» и налаживание партнерских связей с образовательными учреждениями Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и стран Балтийского моря»Однако надо понимать, что «Еврофакульет – это не просто возможность получить второй диплом, это инновационная программа, которая будет постоянно обновляться, туда смогут включаться другие университеты, она станет брендом, узнаваемым во всей Европе и участвовать в ней будут лучшие студенты.