Науправлялись
Полномочия в сфере транспорта теперь переданы комитету по дорожному хозяйству, который по аналогии с профильным федеральным министерством переименовывается в комитет по транспорту. За вторую часть функций органа исполнительной власти будет отвечать областное управление по информационной политике и связям с общественностью. Оно же получило полномочия по развитию информационных технологий и созданию электронного правительства. Теперь ведомство будет именоваться государственным управлением связи и массовых коммуникаций.
Два в одном
Указ о внесении изменений в структуру органов государственной власти и аппарата администрации области глава региона Андрей Турчак уже подписал, но изменения вступят в силу с 27 апреля. В результате перестановок председатель комитета по транспорту и связи Игорь Сильченков займет должность первого заместителя комитета по транспорту, а возглавлявший управление информационных технологий Юрий Колесников станет заместителем председателя управления по связям и массовым коммуникациям.
Экс-глава дорожного комитета Псковской области Валерий Медведев, у которого 28 марта истек срок полномочий, оставил свой пост Виталию Голикову, ранее занимавшему должность заместителя начальника федерального учреждения «Севзапуправтодор». Валерий Медведев продолжит свою работу в администрации региона в качестве советника вице-губернатора Александра Кузнецова.
Всего в комитете по транспорту штатная численность уменьшится на 41 негосударственного служащего и на два госслужащих. Разумеется, сокращения и ликвидация органа исполнительной власти и подразделения аппарата связаны с давно заявленной оптимизацией расходов областного бюджета, однако и здесь просматриваются определенные шаги региональной власти, которые имеют лишь отдаленное родство с экономией.
Дорожный комитет Псковской области был и остается одним из самых денежных. Другое дело, что этих самых денег на ремонт регионального дорожного полотна всегда мало. Валерий Медведев, который возглавлял комитет с ноября 2010 года, благодаря своему 40-летнему опыту в дорожной сфере удачно лавировал между цифрами областного бюджета и недовольным населением. Кроме того, он никогда не стремился выйти на политическую авансцену, а занимался своими профильными обязанностями, что устраивало региональную власть.
«Что касается произошедших назначений, Валерий Медведев, которого убрали с должности, - большой профессионал. Он свое дело знает, но у него нет реальных рычагов и реального финансирования. А в такой ситуации что-то спрашивать с него тяжело. А как специалист он был на своем месте», - емко охарактеризовал бывшего начальника дорожного комитета депутат Псковского областного Собрания, региональный лидер партии «Справедливая Россия» Олег Брячак в комментарии «Псковской ленте новостей».
Действительно, на распределение денежного потока по дорожной отрасли Валерий Медведев никоим образом не влиял. Средства в большинстве своём расходились исключительно по конкретным подрядчикам, что сводило полномочия председателя дорожного комитета в большей степени к подписям под отдельными актами и договорами.
Таким же исполнительным «ремесленником», человеком места был и Игорь Сильченков. Только его комитет ещё глубже находился в тени административных коридоров. В комитете по транспорту и связи Игорь Сильченков появился еще в 2005 году и десять лет исправно справлялся со своими обязанностями. Хотя не все до конца понимали, как в одном комитете уживались контроль над транспортом и связью.
«В этом и выражается оптимизация управления. На мой взгляд, транспорт и связь не совсем стыкуются в одном органе исполнительной власти, как было до сих пор. А разделение функций улучшит управляемость», - рассказал ПЛН спикер областного Собрания Александр Котов. Примечательно, что в своих комментариях он также отмечал, что слияние комитетов не приведет к существенной экономии бюджетных средств.
Только ли для перестановок в администрации справедливо это замечание?
Валерий Медведев и Игорь Сильченков были на своих местах, но в то же время они не являлись фигурами сколь-нибудь влиятельными, поэтому слияние их комитетов в один было вызвано не только профильным сходством ведомств, но и безопасным с точки зрения возможности обидеть или нанести ущерб кому-то из «уважаемых людей». Или незаменимых – такие тоже бывают.
Специалисты отмечают, что объединение дорожного комитета и комитета по транспорту и связи не должно отразиться на работе их подшефных предприятий. Такой точки зрения придерживается, например, руководитель госпредприятия «Псковпассажиравтотранс» Александр Гизбрехт.
«На работе предприятия структурные изменения в администрации Псковской области не отразятся. В конце концов, функционал комитета по транспорту и связи всё равно остается. Администрацию области понять можно, они вправе принимать такие решения, тем более когда речь идет об экономии денежных масс», - предсказуемо прокомментировал «Псковской губернии» перестановки Гизбрехт.
Из одной корзины в другую
Если изменения в структуре органов исполнительной власти довольно прозрачны, то преобразования в аппарате администрации региона носят немного иной оттенок. Ликвидация управления информационными технологиями всегда была вопросом времени, которое наконец пришло.
Пожалуй, единственное, чем действительно запомнилось управление Юрия Колесникова, так это создание многофункционального центра в Пскове, а также безуспешные попытки ввести электронные паспорта в регионе. Поэтому здесь надо говорить в первую очередь не только про экономию, а, скорее, про низкий КПД такого управления и сомнительность его самостоятельного существования.
Функции подразделения аппарата администрации региона теперь передаются Государственному управлению по информационной политике и связям с общественностью, которое возглавляет Александр Машкарин. С одной стороны, укрупнение ведомства закладывает еще один прочный камень в карьерной лестнице его руководителя, с другой - после утилизации управления информационных технологий, на первый взгляд, ослабляется структура аппарата региональной администрации, который возглавляет заместитель губернатора Максим Жаворонков. Федеральные кураторы нередко в кулуарах высказывали недоумение (которое даже имело выплеск в виде появления ненужной фигуры вице-губернатора Виктора Остренко для снижения концентрации влияния) излишне большими объемами полномочий и контрольных функций вице-губернатора, которые по своему количеству приближались почти к губернаторским. Таким образом, с Максима Жаворонкова спадает часть нагрузки, а следовательно, и часть определенного влияния.
Учитывая, что Александр Машкарин в свое время являлся заместителем руководителя аппарата администрации, а сам Максим Жаворонков лично отслеживает вопросы информационной политики в регионе, то есть непосредственно координирует работу профильного управления, реальные возможности контроля за информационным блоком у вице-губернатора только увеличились и упростились. Хотя необходимость такого влияния уже не так очевидна: да, в 2015 и 2016 годах пройдут две крупные избирательные кампании, но капитализация информационного блока за короткое время заметно упала, что сократило и проходящие через комитеты и управления денежные потоки.
В современной России денежные потоки, проходящие через ведомства, зачастую являются синонимом политической важности этих ведомств.
Владимир КАПУСТИНСКИЙ