В РОССИИ: Столичные власти защищают жителей от видеонаблюдения
Власти СВАО взяли под особый контроль ситуацию с установкой системы видеонаблюдения в подъездах округа: по решению префектуры камеры в жилых домах могут устанавливаться только с согласия всех собственников квартир. Как рассказал
— Принять решение о монтаже таких систем невозможно без решения самих собственников, которое они должны подтвердить протоколом общего собрания. Если нет такого решения, ничего сделать не получится, — заявил заместитель префекта по вопросам ЖКХ Борис Андреев.
Глава управы района Отрадное Владимир Литовский рассказал, что эксперимент стартовал в апреле этого года, система видеонаблюдения уже установлена в домах по адресу Алтуфьевское шоссе, 30-В, 22-А.
— Когда в нашем районе в конце 1990-х устанавливали домофоны, 80% оплачивали жители, и домофоны являются их общедомовой собственностью, — отметил он. — А сейчас «Ростелеком» предлагает новую, более современную систему, но заявляет, что она не перейдет жителям, а останется в собственности компании. Многих это не устраивает: сейчас стоимость услуги 64 рубля в месяц, но так как система не будет им принадлежать, нет никаких гарантий, что в следующем месяце стоимость не вырастет. В то же время, если это станет общедолевым имуществом, жители будут относиться лояльнее.
Кроме того, по словам Литовского, вызывает вопросы процедура согласования установки системы с жителями.
— Согласно Жилищному кодексу, должны проводиться собрания жильцов, — говорит он. — У нас есть жители, которые на бумаге дали согласие, но сами об этом не знают.
По словам пресс-секретаря префектуры СВАО Александра Латышева, есть и другие причины недовольства.
— Люди получают видеосигнал на свои телевизоры и могут наблюдать за тем, что происходит в подъезде. Некоторые считают, что сервисом могут воспользоваться криминальные элементы: отслеживать, когда из квартир уходят хозяева, — отмечает он. — Другие просто полагают, что это нарушает их личное пространство. Поэтому местные власти пришли к выводу, что всё это можно делать, только если есть подлинные подписи всех жителей.
Латышев пояснил, что ранее планировалось в случае удачной реализации эксперимента распространить его и на другие районы.
— У системы есть и плюсы: можно проконтролировать, как из подъезда выходит ваш ребенок. И чем больше камер, тем меньше вероятность совершения преступлений, — говорит он. — Вопрос о том, менять оператора или нет, будет решаться большинством голосов.
В пресс-службе департамента информационных технологий Москвы пояснили, что пилотный проект осуществляется по согласованию с департаментом.
— Мы не заказывали его, но проект получил одобрение департамента. Важно отметить, что подрядчик должен получить согласие не менее чем 2/3 жильцов, — отметили в пресс-службе. — Кроме того, пользователи имеют доступ только к онлайн-трансляции, а архивы данных хранятся у нас.
В «Ростелекоме» также заявили, что система устанавливается с согласия не менее чем 2/3 жителей и без каких-либо нарушений законодательства, а о подделке подписей «вообще не может быть и речи».
— В случае одобрения заключения договора указанным числом жителей дома устанавливается оборудование запирающего устройства (включая домофон), однако переговорные устройства внутри квартир жителей, не подписавших договор, естественно, не устанавливаются, — отметила руководитель направления департамента внешних коммуникаций ОАО «Ростелеком» Инна Губарева. — Всем жителям подъезда доступна онлайн-трансляция изображения с камер у подъезда и в прилифтовом холле. Это не является нарушением со стороны «Ростелекома» закона о персональных данных.
По словам Губаревой, новое оборудование не переходит в собственность жителей, так как «Ростелеком» устанавливает его за свой счет и несет все расходы, связанные с этим. Через 7 лет, по истечении срока окупаемости оборудования, оно также будет передано в общедомовую собственность.
Муниципальный депутат района Отрадное Михаил Вельмакин полагает, что в связи с жалобами эксперимент стоит приостановить и пересмотреть механизм его проведения. Он уверен, что безопасность должна обеспечиваться с помощью современных технологий, но не таких, которые дают возможность соседям наблюдать друг за другом.
— Вмешательство в личную жизнь недопустимо, каждый человек может следить за тем, что происходит в подъезде, а учитывая уровень современных технологий, может и записать это, — говорит муниципальный депутат. — Не хочется находиться под контролем у своих соседей или у кого-то еще, кто сможет подключиться к системе.
По словам Вельмакина, сфабрикованные подписи жильцов — это большая проблема для Москвы, и она существует во многих сферах.
— Мы прекрасно знаем, как на первых этажах открываются магазины «с согласия жителей». Это проблема законодательства: ни у кого нет механизмов и критериев оценки, необходимых для проверки подлинности подписей, — отмечает он. — В случае с системой видеонаблюдения накладывается еще и конфликт интересов мелких компаний, оказывающих аналогичные услуги, и таких гигантов как «Ростелеком». К нам уже обратились две маленькие компании с жалобами на то, что монополисты захватывают бизнес. В этих районах местные чиновники могут иметь отношение к маленьким фирмам и пытаются отстаивать их права только по этой причине.
Отметим, что это не первый конфликт, разгоревшийся из-за системы видеонаблюдения. В 2012 году жители более 100 домов района Выхино-Жулебино выступили против установки подъездного и дворового видеонаблюдения. Тогда москвичи заявили, что считают видеонаблюдение неэффективным, и требовали вернуть субсидии на оплату консьержей, которые правительство Москвы отменило в июле 2012 года.