Онегин, Моцарт и декабристы
Полная программа XXI Пушкинского фестиваля До открытия Пушкинского фестиваля остается чуть больше двух недель, а значит, сейчас самое подходящее время изучить программу мероприятий, чтобы определиться, какие спектакли и мероприятия вы захотите посетить во что бы то ни стало. 3 февраля, понедельник Новый, рабочий цикл театра откроется семинаром с участием прессы « Пушкинский фестиваль. Миссия, цели и задачи. Возрождение и новые пути развития». В этот же день на Большой сцене состоится премьера спектакля « Граф Нулин. Музыкальное изложение». Это первый спектакль режиссёра Василия Сенина, поставленный на сцене Псковского драмтеатра. Начало - в 19.00. 4 февраля, вторник Медиахолл - ретроспектива посвящённых Пушкину фильмов аниматора Андрея Хржановского. Среди транслируемых картин - «Я к вам лечу воспоминаньем…», «И с вами снова я…», «Осень», «Колыбельная для сверчка». Заслуженный деятель искусств России, Хржановский дебютировал как режиссёр в 1966 году, в возрасте 27 лет. В конце 70-х он снял целый цикл фильмов по рисункам и черновикам Пушкина. В его картинах основой для драматургии становился именно почерк русского поэта: прописные буквы и рисунки на полях словно танцуют на экране под закадровый голос, что начитывает стихи. По предварительным данным, 4 февраля также состоится творческая встреча с Андреем Хржановским. Вечером того же дня в медиахолле (либо на Малой сцене) пройдёт аудиовизуальный перформанс Павла Семченко и Владимира Волкова «[ ]МЕСТОслов». - Когда Александр Пушкин вместе с Николаем Языковым писали « Нравоучительные четверостишия», они даже представить себе не могли, что из этого получится. Но вот на стену проецируется изображение вращающейся пластинки, контрабас стоит вниз головой, а игрушка-волчок выбирает ноты и слова из тех самых четверостиший. Именно так проходит импровизационный спектакль «[ ]МЕСТОслов» - театральный эксперимент, рожденный двумя необыкновенно талантливыми людьми, которые ничего не боятся, - так описывает представление сайт театра-клуба «Мастерская». 5 февраля, среда Свое видение пушкинского «Евгения Онегина» на Большой сцене представит именитый Московский театр на Таганке (режиссёр - Юрий Любимов). В спектакле звучит музыка Чайковского, Мартынова и Шнитке, а также арии в исполнении Л. Собинова, И. Козловского и Г. Отса. Вольное прочтение романа в стихах Юрием Любимовым раскрывает объём пушкинского гения вне времени и пространства. Твердо закреплённых ролей в постановке нет, актёры лишь набрасывают эскиз Образа, делая штрихи к портретам Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги через свет, пластику, фрагменты оперы Чайковского, комментарии Владимира Набокова и Юрия Лотмана. - Сегодняшняя жизнь так стремительна, потоки информации, обрушивающейся на зрительские головы, столь сильны, что нам волей-неволей приходится этому соответствовать - театр должен уметь отстоять своё место. Сейчас его теснят все, кому не лень, и в особенности телевидение: оно показывает всё, что угодно, и чуть ли не в нашей постели ночует. Вот поэтому в нашем спектакле и участвуют такие прославленные артисты, как Иннокентий Михайлович Смоктуновский и Иван Семёнович Козловский... Да нет же, не волнуйтесь, из гроба они не выходят. Хотя перед премьерой я и сам боюсь: придёт Александр Сергеевич, посмотрит спектакль и - как положено завзятому дуэлянту - даст по голове пистолетом, - именно так обрисовал спектакль Юрий Любимов в 2007 году. 6 февраля, четверг В медиахолле «Мастерская» состоится публичная лекция кандидата философских наук, поэта и участника антителевизионного фестиваля «Слёзы Зворыкина» Артема Верле « Но не разбойничать нельзя»: Поэзия и вольность». Вечером на Малой сцене будет показан моноспектакль Пипа Аттона « Реквием по Сальери» по текстам А.С. Пушкина. Спектакль будет на английском языке с русскими субтитрами. Англичанин Пип Аттон – личность уникальная. Бывший ювелир, он начал строить свою театральную карьеру в зрелом возрасте - 45 лет. Зарубежные критики часто сравнивают его с русской матрешкой по части многослойности образов и характеров, которые он способен через себя пропустить. В 1997 году Пип Аттон написал моноспектакль «Адольф», в котором рассказывается о последних 12 часах жизни фюрера. Аттон получил приз «За лучшую мужскую роль» и приглашение работать в дирекции Эдинбургского фестиваля. В спектакле « Реквием по Сальери» Аттон выносит на свет болезненную преданность Сальери Божеству Музыки, его тоску по невозможности отобразить через музыку саму жизнь (что с такой лёгкостью удавалось Моцарту), его изумление и гнев от того, с каким пренебрежением порой относится Моцарт к своему гению. На Большой сцене 6 февраля состоится спектакль « Пушкинский утренник. Уроки Анатолия Васильева» в постановке московской «Школы драматического искусства». Режиссёр - Игорь Яцко. Спектакль построен в стиле платоновского диалога «Пир», его сопровождает музыка из репертуара детской музыкальной школы. Актёры в костюмах, стилизованных под гимназическую школьную форму, а само действо спектакля проходит на стульях в зале. Критики называют этот спектакль «эстетским хулиганством», участники которого жонглируют словами и рифмами, а затем словно выстраивают из отдельных фраз мини-пьесы. Вечером того же дня в медиахолле пройдёт публичная лекция Ольги Седаковой «…И не оспаривай глупца». Глупость и ум у Пушкина». Ольга Седакова - русский поэт, прозаик, переводчик, филолог и этнограф. Кандидат филологических наук. С 1991 года преподаёт на кафедре теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ. Её специализация - славянские древности. Стихи и филологические работы Седаковой практически не публиковались в СССР до 1989 года и оценивались как «заумные», «религиозные», «книжные». Её тексты распространялись в машинописных копиях, публиковались в зарубежной и эмигрантской периодике, а первая книга вышла в Париже в 1986 году 7 февраля, пятница На Большой сцене покажут «Онегина» в исполнении Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел». Режиссёр-постановщик - Тимофей Кулябин. Это одна из самых интересных и провокационных постановок по мотивам произведения русского классика. «Онегин» Кулябина визуально не имеет никакого отношения к пушкинской эпохе. Никаких роскошных декораций, никаких платьев с жемчугом и вееров. Только стихи и четыре актёра, заставляющие по-новому взглянуть на, казалось бы, всем знакомую классику. КСТАТИ Спектакль идёт под рейтингом 18+ В 22.00 7 февраля в медиахолле лекцией Павла Руднева откроется «Фестивальный клуб». Руднев - театральный критик и помощник руководителя МХТ имени А.П. Чехова по спецпроектам, кандидат искусствоведения, опубликовавший более тысячи статей о театре в различных изданиях. 8 февраля, суббота В медиахолле «Мастерская» состоится публичная лекция авангардного театрального режиссёра, первого обладателя «Золотой маски» в номинации «Новация» (за спектакль «Луна для пасынков судьбы» Юджина О'Нила) Владимира Клименко - Клима. Автор тридцати пьес, в конце 80-х годов он создал в Творческих мастерских при Союзе театральных деятелей лабораторию по изучению человека как феномена и исследованию «пространства многомерного времени». Лекция Клима будет называться « Перелом языка / перелом сознания». В тот же день на Малой сцене Московский театр на Таганке покажет спектакль «Моцарт и Сальери» режиссёра Игоря Пеховича. А в 19.00 в БКЗ Псковской областной филармонии начнётся « Французский концерт в России» от Лиможской театральной академии. 9 февраля, воскресенье В 14.00 в медиахолле начнётся лекция драматурга и эссеиста Бориса Голлера. В 1969 году по предложению ЛенТЮЗа Борис Геллер начал работу по инсценированию для театра романа «Евгений Онегин». С тех пор и по сей день все главные творческие интересы автора лежат в основном в области истории и культуры России первой трети XIX века: декабристско-пушкинско-лермонтовской поры. Написан ряд «драм истории», связанных тематически и духовно с этим временем и людьми этого времени. А вечером на Большой сцене театра Лиможская театральная академия покажет спектакль «Декабристы» по пьесам Бориса Голлера. 10 февраля, понедельник В Святогорском монастыре пройдёт лития на могиле А.С. Пушкина. Начало - в 14.45. А днем на Малой сцене состоится выступление Большого Театра Кукол, который покажет « Покаяние и прощание» в постановке Руслана Кудашова.