- Садитесь, дети. - Спасибо, мы уже сидим
Наталья Афанасьева с детства знала, что будет учительницей. Окончив в 1980 году физмат псковского пединститута, она была направлена в вечернюю школу №3 города Пскова. В перестроечные времена их количество сокращалось, в конце концов, «вечерка» осталась одна. В 2006-07 учебном году Минюст РФ выпустил постановление по организации деятельности учебного центра (учебного пункта) территориального органа уголовно-исполнительной системы. По нему, в частности, псковские «вечерние» учителя должны были преподавать в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области.
ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО?
«Уроки за решёткой» начались с января 2007-го, а спустя полгода Наталья Афанасьева стала заведующей учебно-консультационным пунктом вечерней школы, которая и отвечала за обучение нарушителей закона. Десять лет назад это было похоже на один большой эксперимент. Наша героиня со смехом вспоминает, что тогда она наивно обратилась к замначальника по воспитательной работе СИЗО с обычной учительской просьбой - показать план воспитательной работы. «А зачем вам это нужно?» - подозрительно переспросил тот.
- За эти годы многое изменилось. Слышала директора ФСИН, который говорил о том, что нужно выполнять не «исполнение наказания», а стараться ресоциализировать несовершеннолетних заключенных, - радуется Наталья Афанасьева. - И я вижу, что сотрудники СИЗО-1 хорошо выполняют свою работу. Но для этого им также пришлось поменять своё отношение, общение с осуждёнными. От суровых лиц мы перешли к улыбкам и оптимизму.
НУЖНО БЫТЬ БЕССТРАШНЫМИ
Но оптимизм зачастую лишь на лицах учебного персонала. Когда ученики на уроке сидят в прямом смысле за решёткой, их приводят в позе «руки за спину», а за тобой постоянно лязгают железные двери – излучать оптимизм довольно проблематично.
- Психологический негатив, конечно, есть, - не скрывает наша собеседница. - Но и улыбка должна быть. Показать своё бесстрашие перед учениками и доброжелательное отношение к ним необходимо. Внутренняя тревога никогда не появляется на лицах наших учителей. Когда ребята проходят на своё место, я им всегда говорю: «Как я рада вас видеть, как я по вас соскучилась!».
На первых этапах знакомства ученики отнеслись к учителям, мягко скажем, настороженно. Но теперь всё поменялось. И дело здесь не только в улыбках и приветствиях. В учебном классе СИЗО ребята, возможно, впервые в жизни чувствуют себя личностями. Наталья Нишанбаевна в разговоре постоянно подчёркивает, что относится к своим подопечным так же, как к остальным людям. Для неё несовершеннолетние заключённые – личности, которые попали в трудную жизненную ситуацию, а никак не изгои. Она несколько раз повторяет, что для неё совершенно всё равно, по каким статьям «сидят» ученики. К середине разговора мне начинает казаться, что Наталья Афанасьева, будь её воля, с удовольствием отпустила бы несовершеннолетних заключённых на волю сегодня же. Но это лишь на первый взгляд:
- Мне присуща жалость, но я объективно отношусь к ребятам и не оправдываю поступки, которые они совершили. Тяжело смотреть, как их заводят в класс с руками за спиной, но существует устав режимного учреждения, правила. И со своим уставом в этот монастырь я прийти не могу. Но мне всё равно, за убийство человек «закрыт», за кражу, за другой «набор» преступлений. Да, у него есть «багаж», но всегда радует его стремление учиться и раскрывать в себе творческий потенциал, о котором и не знал. Значит, он не безнадёжен.
В ПОИСКАХ АДРЕНАЛИНА
Процесс обучение в режимном учреждении, конечно, серьёзно отличается от обычного школьного. Во-первых, учебных дней здесь всего два: вторник и четверг. Во-вторых, в классах одновременно находятся ребята разного возраста и уровня знаний. Это происходит из-за того, что мальчиков и девочек нельзя обучать в одном помещении по уставу СИЗО. По нему же запрещено нахождение в классе ребят, проходящих по одной статье, «подельников». Ещё одна трудность – отсутствие Интернета и родителей, которые помогают обычным ученикам выполнять домашние задания. «Вишенкой на торте» являются вопиющие пробелы в знаниях нарушителей закона, которым, конечно, в «прошлой» жизни было не до школы.
- Когда я анализирую прошлое ребят, то понимаю, что они обижены нами, взрослыми, - приходит к неутешительному выводу Наталья Афанасьева. - Учителя не должны заниматься только инициативными ребятами. Тогда другие начинают искать интерес, адреналин не в школьной жизни, а на улице.
ПОЧЕМУ Я?
Заключённые на уроках рассказывают учителям о жизни до СИЗО, о родителях и взрослых, на которых зачастую обижены. И не понимают, почему именно они угодили за решётку. И учитель-предметник вместе с ребятами ищет ответы на эти важнейшие вопросы, анализирует, пытается донести до учеников, что им нужно сделать, чтобы «обелить» себя перед обществом.
- Они, по сути, с хорошей душой, и обогащают меня той информацией, которую могу использовать в общении с другими ребятами. Милые родители, любите своих детей, чувствуйте за них ответственность. Дети мам и пап, которые слишком поздно поняли, что нужно следить за ребёнком, находятся в СИЗО, - резюмирует Наталья Афанасьева.
Однако, учебный класс псковского СИЗО-1 многим похож на «вечерний». Учителя держат одинаковую дистанцию между собой и учениками обоих учебных заведений. Да и радует преподавателей одно и то же -диалог на уроке. Правда, чтобы задать свой вопрос заключённым, приходится подходить к решётке, а не к учительскому столу, но мы не будем обращать внимание на подобные мелочи. Главное - попытка докопаться до сути предмета. «День учителя» учащиеся-преступники тоже не забывают. Наставникам они обычно дарят свои авторские открытки, но иногда заранее просят сотрудников СИЗО приобрести цветы, которые потом вручаются виновницам торжества. На последний вопрос - довольна ли Наталья Афанасьева своей карьерой, которая так или иначе привела её в СИЗО, - она уверенно отвечает:
- Конечно. Интерес к профессии у меня не уменьшился. Я с детства знала, что буду учителем, и до сих пор у меня рождаются идеи, как улучшить учебно-воспитательный процесс.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru
Фото автора и пресс-службы УФСИН России по Псковской области
Факты
- В 2007 году надбавка за преподавание в режимном учреждении составляла 90% от должностного оклада. В 2010-м её сократили до 40%. Скоро она может уменьшиться
- Основные направления обучения в СИЗО-1: общеобразовательная, правовая, грамматическая, пунктуационная грамотность, вопросы здоровья, стрессоустойчивость учеников. Кроме того, ребята должны знать что происходит в остальном мире, чтобы после освобождения не чувствовать себя «белой вороной».
В тему
Наталья АФАНАСЬЕВА, учитель СИЗО-1:
- С удивлением узнала, что 90 процентов этих детей не помнят мероприятия, которые проводились в их бывших классах. Активные ребята часто участвуют во многих школьных мероприятиях… Возможно, учителям, стоит обращать больше внимание на менее активных, стоящих в стороне детей? У них тоже есть способности, которые можно развивать.