Билет в... тупик
В последние несколько лет в Псковской области методично и неуклонно происходит разрушение пригородного железнодорожного сообщения. И, судя по всему, этот процесс продолжится и в следующем году.
Пару месяцев назад жителей нашей области, пользующихся пригородным железнодорожным транспортом, охватила паника. И было от чего. Многие испытали шок от размещённой на вокзальных пригородных кассах информации о том, что с 27 октября перестанут курсировать сразу 18 пар пригородных поездов.
Вскоре, правда, последовало опровержение от начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова. Мол, данное уведомление было послано в регион по ошибке, а поезда как ходили, так и будут ходить.
То есть, в тот раз всё как будто закончилось хорошо. Но осадочек, что называется, остался, потому что все последние годы железнодорожная пригородная сеть сжимается в Псковской области, словно шагреневая кожа.
Так, только в 2012 году ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (а именно эта «дочка» РЖД занимается пригородными перевозками на большей части территории нашей области) полностью отменило четыре пары пассажирских маршрутов, а ещё по нескольким маршрутам сократило движение до расписания выходного дня.
Причиной этого был назван отказ областных властей оплачивать перевозчику разницу между официальным тарифом, исходя из которого определяется цена билета для пассажира, и так называемым экономически обоснованным тарифом.
В этом году последовала новая череда «железнодорожно-пригородных» скандалов. В частности, в середине апреля были отменены утренний поезд Дно – Псков и вечерний – Псков – Дно.
«Мы, ветераны-пенсионеры города Дно и Дновского района, обращаемся к вам с просьбой восстановить движение поезда
№ 6657 Дно – Псков, отправлением от станции Дно 8 ч. 06 мин., так как многие пенсионеры вынуждены обращаться за медицинской помощью в Псковскую областную больницу и Порховскую больницу из-за отсутствия медицинских специалистов в городе Дно.
Страдают из-за отмены поезда и студенты, проживающие в райцентрах Дно и Порхов, а также жители этих городов, которым ежедневно приходится пользоваться железнодорожным сообщением. Большинство из пенсионеров, а также студенты, имеющие льготу на проезд на железнодорожном транспорте, будут её лишены.
На этом направлении многие имеют дачи и, кроме как поездом, доехать к ним не на чем.
Будущие мамы вынуждены ездить в Порхов, а самым надёжным транспортом у нас является железная дорога», – говорилось тогда в одном из обращений жителей райцентра, размещённых на сайте губернатора.
После массовых протестов граждан и коллективных жалоб во всевозможные инстанции маршрут был восстановлен. Вот только надолго ли? Впрочем, дальнейшая судьба не только этого, но и многих других железнодорожных пригородных маршрутов продолжает оставаться под вопросом.
Месяц назад ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» распространило официальное заявление о том, что с 1 января 2014 года перевозки по обслуживаемым им субъектам РФ будут осуществляться только при наличии договоров на транспортное обслуживание с условием полного покрытия убытков компании-перевозчика и в объёме средств, предусмотренных бюджетами регионов.
В том же заявлении компания указала, что по итогам 2013 года положительный финансовый результат ожидает только от перевозок по территории Санкт-Петербурга. А наиболее проблемными субъектами РФ, с точки зрения компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов, ею были названы Новгородская и Псковская области, а также Республика Карелия.
Надо сказать, что в бюджете Псковской области на текущий год на данные цели предусмотрено около 60-ти миллионов рублей. Но компания-перевозчик утверждает, что ожидаемые убытки за 2013 год составят 244 миллиона рублей, и что на момент обнародования вышеуказанного заявления ей было перечислено из бюджета области лишь около 45-ти миллионов рублей, что составляет менее 20% покрытия убытков.
«Такая позиция субъектов РФ по неисполнению своих обязательств по возмещению потерь доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки с целью обеспечения безубыточной работы перевозчика может привести не только к уменьшению количества маршрутов, сокращению размеров движения или составности пригородных поездов, но и к полному прекращению пригородного», – также было указано в официальном заявлении.
Областные власти были вынуждены публично отреагировать на столь неприкрытую угрозу. И не прошло и пары недель, как руководство региона устами заместителя председателя государственного комитета Псковской области по транспорту и связи Вячеслава Клюхина озвучило свою точку зрения.
Вячеслав Клюхин сразу же сообщил журналистам, что ситуация с пригородными железнодорожными перевозками остаётся напряженной. По его словам, если в этом году себестоимость перевозки одного пассажира в регионе составляет 9,72 рубля за километр, то в 2014 году она вырастет до 12,8 рубля.
При этом средняя себестоимость перевозки пассажира в Северо-Западном федеральном округе не превышает 3-х рублей, а действующий предельный тариф на пригородные железнодорожные перевозки в Псковской области составляет 2 рубля за один километр.
Отчего такая гигантская разница в цифрах? Почему, если верить этим официальным расчётам, железнодорожные пригородные перевозки в Псковской области оказываются поистине золотыми?
Как отметил один из чиновников областной администрации, железнодорожные перевозки в Псковской области имеют свои особенности. Старый подвижной состав на тепловой тяге, отсутствие электрификации, низкий пассажиропоток – при таких начальных условиях убытки перевозчика из года в год будут только нарастать. Причём Вячеслав Клюхин признал, что выяснить обоснованность этих затрат невозможно, и они до сих пор не раскрыты в полной мере.
Каков же выход? По мнению Вячеслава Клюхина, нужно добиваться вложения инвестиций в обновление подвижного состава, в развитие пригородных пассажирских компаний со стороны РЖД, что позволило бы снизить себестоимость перевозок.
Перечень мер, что и говорить, хорош. Дело за малым – добиться их реализации, причём как можно скорее. Однако что мы в настоящее время имеем в сухом остатке?
Как уже было сказано, в областном бюджете этого года на покрытие убытков компании-перевозчика было заложено около 60-ти миллионов рублей. Примерно такая же сумма значится и в проекте бюджета на следующий год. А между тем ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» предварительно оценивает свои грядущие убытки более чем в триста миллионов рублей.
Пока, судя по всему, региональные власти категорически не согласны удовлетворить резко возросшие аппетиты железнодорожного монополиста. Но и реального выхода из ситуации, который бы не затронул интересов десятков и сотен тысяч жителей Псковской области, они, похоже, предложить не могут.
В самом деле, если не закладывать в бюджете области всю сумму, запрошенную компанией-перевозчиком, что остаётся делать? В этом случае у областных властей лишь два выхода – либо существенно поднимать для населения тарифы на пригородные железнодорожные перевозки, тем самым перекладывая компенсацию убытков перевозчика на небогатых пассажиров, либо – серьёзно сокращать количество маршрутов.
Какой вариант выберут областные власти? Если вспомнить, что дефицит областного бюджета в будущем году планируется на уровне 37%, то с большой долей уверенности можно предположить, что от решения властей снова так или иначе пострадают обычные граждане. То есть, те самые уже упомянутые пенсионеры и студенты, дачники и молодые мамы.
Елена Яземова
В новогодние каникулы билеты на поезд подорожают
Как уже сообщала наша газета, с 1 ноября псковские льготники вынуждены приобретать билеты на пригородные поезда по полной цене. В числе тех, для кого заметно выросли транспортные расходы, оказались труженики тыла, участники разминирования территории Псковской области, ветераны труда, реабилитированные лица, граждане, награждённые знаками «Почётный донор России», «Почётный донор СССР».
Недавно стало известно, что в первые 12 дней января 2014 года стоимость билетов на плацкартные вагоны и купе вырастет на 10%, после чего понизится до 6 марта. Об этом сообщается на официальном сайте РЖД.
При этом самые крупные скидки в 2014 году – 50% – пассажиров ожидают 8 и 9 мая. А пик стоимости проезда придётся на два последних дня 2014 года: 30 и 31 декабря цена билетов увеличится на 20%.
В то же время для обеспечения перевозки пассажиров в период предпраздничных и праздничных новогодних дней Северо-Западный филиал ОАО «ФПК» назначил несколько дополнительных поездов.
Как сообщили в службе корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», на 27, 30 декабря и 2 января назначен дополнительный поезд Москва – Великие Луки, следующий через Псков, и тот же поезд отправлением из Пскова на 8 января (№663/664).
На 26, 28 декабря, 1 и 8 января назначен дополнительный поезд Калининград – Санкт-Петербург, следующий через Дно; на 27, 29 декабря, 2 и 9 января назначен поезд Санкт-Петербург – Калининград (№79/80).