Подпевай, Россия!
Музыкальным пиршеством – концертом Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга – завершился 41-й фестиваль русской музыки, посвящённый М.П. Мусоргскому и Н.А. Римскому-Корсакову. Псковская публика благодарила музыкантов прославленного коллектива за незабываемые впечатления продолжительными овациями.
Впрочем, даже информация о выступлении в Пскове лучшего музыкального коллектива мира, данная областной филармонией задолго до выступления, вызвала зрительский ажиотаж. Как, впрочем, и программа. Каждое имя на афише – Сергей Есенин, Георгий Свиридов, Владислав Чернушенко – сами по себе культурное явление. Эти великие имена объединили юбилеи поэта Сергея Есенина, 120-летие которого мы отмечаем в этом году, и композитора Георгия Свиридова, которому исполнилось бы 100 лет. Словом, грандиозный успех капеллы с её высочайшим уровнем исполнительского мастерства и репертуаром был предсказуем. Музыка Свиридова никого не может оставить равнодушным. Концерт в Пскове стал этому очередным подтверждением.
Растроганный столь сердечным приёмом художественный руководитель и главный дирижёр, народный артист СССР Владислав Чернушенко обратился к жителям «святой Псковской земли» с проникновенными, как его музыка, словами благодарности.
Он высказал сожаление, что сегодня его коллектив имеет немного возможностей встречаться с родными слушателями.
Владислав Чернушенко посетовал, что в последние четверть века его коллективу легче добраться до Сан-Франциско или Парижа, чем выехать в свою Ленинградскую область.
– Для нас огромная радость и приятная неожиданность – приехать сюда, в этот город, где рождалась наша государственность, - обратился Владислав Александрович к залу и был поддержан горячими аплодисментами. – У нас не только общая история, но очень схожие судьбы - сколько нам приходилось биться с врагами нашего Отечества?!
Сегодня мы стоим на пороге одного из величайших наших праздников – Дня Победы. Это праздник не только ветеранов, но и всего нашего народа. Россия всё-таки удивительная держава, потому что какие-то нервные корешки есть в каждом русском человеке. Говоря «русский», я имею в виду не состав крови, а состояние души человека, впитавшего в себя родную культуру и ставшего русским по своей сути. Россия будет жить, потому что в ней есть какой-то непреодолимый дух, потому что у России есть та песня, с которой народ жил во все века, выигрывал тяжелейшие войны и переносил все тяготы. Мы своей судьбой, историей являемся хранителями песни. Как тут не вспомнить слова нашего замечательного драматурга Александра Островского: «Песня – душа народа. Загубишь песню – убьешь душу». Мы вместе с вами храним нашу песню, она спасёт Россию!
После столь эмоционального выступления эмоции в зале зашкаливали. Тогда опытный дирижёр, тонко чувствующий атмосферу, обратился к своим певчим с просьбой спеть на прощание «народу псковскому», народу российскому и всей России. Завершившее концерт мощное, как русский дух, многоголосие «Многая Лета» стало кульминацией вечера. Публика стоя аплодировала 150-ти артистам капеллы всё то время, пока они двумя параллельными потоками покидали сцену через зрительный зал.
Блистательное выступ-ление капеллы Санкт-Петербурга, конечно, не единственное яркое и значимое событие завершившегося фестиваля русской музыки. Концерты лучших музыкальных коллективов страны – праздничная сторона этого масштабного мероприятия. Рабочая часть, включающая два конкурса исполнителей, многочисленные профессиональные контакты, была не менее содержательной и насыщенной. На фестивале также было много интересного для прессы. Организаторы предусмотрели возможность поближе познакомиться журналистам с гостями. Мы не преминули воспользоваться этим редким шансом и задать интересующие нас вопросы одному из «небожителей» музыкального Олимпа Владиславу Чернушенко.
Владислав Александрович – коренной ленинградец и воспитанник капеллы, что во многом определяет его отношение к вверенному его заботам музыкальному учреждению - мощному музыкально-просветительскому центру. Он возглавил капеллу в 1974 году в период её затяжного творческого кризиса. Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, Чернушенко сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возродилась мировая слава знаменитого русского хора. С именем Владислава Чернушенко связано и возвращение в концертную жизнь страны громадного пласта русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом, и широкий диапазон исполняемой музыки, включая произведения современных композиторов.
Несмотря на то, что наша встреча с маэстро состоялась на сцене за полчаса до начала концерта, Владислав Александрович отвечал основательно на каждый из заданных вопросов. Первый касался личности одного из виновников торжества - композитора Георгия Свиридова, с которым Вячеслава Александровича связывало многолетнее сотрудничество. Я попросила музыканта рассказать о том, каким был Георгий Васильевич.
- Это был глубоко русский, православный человек громадного не просто композиторского дарования, а громадного душевного запаса и человеческой порядочности, - вглядываясь куда-то вдаль, за дымку прошлых лет, начал рассказ Владислав Чернушенко. - Может быть, судьба распорядилась таким образом, что он родился для того, чтобы воспеть родную землю, своё Отечество, Курскую губернию, где он родился и вырос. Не случайны его слова о том, что Россия для него «страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа». Это чувство, которое он нёс на протяжении всей своей жизни. Особенностью его творчества является продолжение уникальной для русской музыки традиции, в которой наша отечественная музыка и народная песня отличается от Запада. В каждой из мелодий подлинных русских творцов исходным материалом для этой мелодии является сокровенный смысл слова. Мелодия рождается из слова. Поэтому музыкальная выразительность речи – явление обязательное и, может быть, главнейшее для Свиридова.
Если говорить о характере Георгия Васильевича, этот человек обладал обширными знаниями в области истории, литературы, изобразительного искусства. Не случайно в течение многих лет ведущие наши писатели, такие как Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Василий Белов, в общении со Свиридовым находили не только поддержку своим творческим намерениям, но и самое главное для каждого творца – духовную поддержку. Для Свиридова русское слово, литература и сохранение нашей великой традиции были необыкновенно важны. Он имел определённый критический взгляд и пользовался авторитетом среди писателей.
- Есть правила жизни, внутреннего распорядка, которые обязательны для каждого участника вашего большого и постоянно обновляющегося коллектива?
- Да, есть установка, которую должен выполнять каждый артист. Я тоже воспитанник этого учреждения, имеющего славную историю. Так сложилась судьба, что, выучившись, я не просто вернулся в этот Дом, где я учился и жил, проведя несколько лет в интернате этой школы, но и возглавил капеллу. На наших плечах лежит ответственность за сохранение традиции самого главного и первого профессионального русского хора, который явился источником и началом всей профессиональной музыкальной культуры нашего Отечества и образования. Всё это вызревало в нём. Это чувство сопричастности и высокой ответственности я ощущаю на генетическом уровне и требую от каждого артиста понимания своей миссии. Либо мы всецело отдаёмся делу, как должен каждый совестливый человек, либо не можем работать в капелле.
- Каковы ваши ближайшие творческие планы?
- Впереди Пасхальные концерты, несколько премьер. То, чем мы озабочены сегодня, как и вся страна, полагаю, – это наш величайший праздник – 70-летие Победы. К этой дате нами приготовлен сценарий концерта-спектакля, куда вошли песни военных лет и стихи фронтовых поэтов, созданные не в кабинетах, а в окопах и на фронтах. Первый концерт, посвящённый Победе, состоится 7 мая вместе с выставкой художников-фронтовиков. Эта же программа прозвучит 9 мая. Мы будем приглашать не только ветеранов, но и молодёжь. В последние два года нам удалось провести в мае концерты, посвящённые Дню города, на Исаакиевской площади. Слушатели высоко оценили пятитысячный хор, исполнявший хоровую классику и песни военных лет. В противовес эстрадным исполнителям, искажающим, а зачастую глумящимся над подлинной высокой поэзией и музыкой военных лет, мы принципиально стараемся исполнять песенный материал так, как он звучал в те годы. К счастью, я это хорошо знаю. Многое из того, о чём мы поем в песнях, мною пережито. Главная моя награда, которую я очень высоко ценю, – это медаль жителя блокадного Ленинграда. Поэтому праздник Победы для меня ещё и очень личный.
Ирина Ефимова