Дневник лысых девчонок: предпремьерный показ "Батальона" в Пскове
Заметно волнуясь, режиссёр называет нашу, псковскую премьеру главной для себя. Месхи-ев объясняет, что обычно предпремьерные показы проходят в Москве и Санкт-Петербурге. Добиться первого публичного показа у нас ему удалось благодаря совместному с Губернатором Псковской области Андреем Турчаком обращению к прокатной компании. Интерес Псковщины к «Батальону» оправдан: именно здесь про-шлой осенью проходили съёмки самых масштабных и тяжёлых сцен фильма. На первый пу-бличный показ в Пскове вместо профессиональных столичных зрителей собрались ветераны, военнослужащие, ребята из клубов патриотического воспитания, студенты и участницы массовых сцен – «солдаты Джейн» образца 1917-го. Месхиева надолго запомнят как режиссёра, ради которого 150 девушек расстались со своим главным украшением. Впрочем, в течение всех предыдущих «серий» своего «дневника» я настойчиво старалась доказать, что длина волос не влияет на уровень женственности. Подтверждает оное и режиссёр «Батальона», во всеуслышание заметив, что многим девушкам стрижка «под единичку» очень шла, а на съёмочной площадке было огромное количество красавиц.
За год красавицы успели отрастить кудри. С причёсками некоторых из них даже не узнать. Месхиев смущает нас громким и очень торжественным словом «актрисы», поимённо представляет на сцене и просит зал громко аплодировать каждой. Предваряя просмотр фильма, он рассказывает, что нам пришлось пережить той осенью, и в памяти мгновенно всплывают картины, ощущения, звуки, запахи. Если и было мужество, то оно явно не в стрижках. А например… В стёртых в кровь ногах от часовых занятий строевой подготовкой в неудобных солдатских ботах. В уставших от тяжёлых шинелей, доселе изнеженных плечиках. В изнурительных пробежках с винтовками наперевес под палящим солнцем в полном обмундировании. В бессонных ночах в уже холодных окопах и обожжённых затылках от команды режиссёра «дать огонька». Но мы прекрасно осознавали, что стоит потерпеть ещё чуть-чуть - дубль будет снят. Нашим же «прототипам» перерыва на чай-кофе не давал никто. У них не было каскадёров, и кровь они проливали вовсе не бутафорскую. Всё было ещё более настоящим, чем в кино – посмотревшие этот снятый максимально реалистично фильм, пожалуй, смогут согласиться с такой формулировкой.
Женский батальон смерти – забытая страница отечественной истории. Эту тему не поднимают на школьных уроках. Фильм стал массовым ликбезом.
- Подвиг – это всегда порыв. Когда речь идёт о порыве не одного человека, а сотен - тем более, женщин, идущих воевать и добровольно отдавать свои жизни, - это удивительная вещь. Мы постарались отразить это, - рассказывает Дмитрий Месхиев.
Я намеренно не буду говорить о самом фильме. Конечно, у нас к нему особое отношение. Каждый, кого он заинтересует, сможет составить своё мнение. В широкий прокат картина выйдет уже послезавтра, а потому «спойлерить» было бы нечестно по отношению к читателю. Но судя по тому, что многие женщины выходили из зала с красными от слёз глазами, а ветераны, подходя к нам, проникновенно благодарили, отразить те особые чувства, о которых говорил Дмитрий Месхиев, в картине удалось. Режиссёр подчеркнул, что ему не стыдно за эту работу. А нам в свою очередь - очень приятно, что мы стали частью настоящего большого, очень человечного, одновременно исторического и невероятно современного фильма.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru.
Фото автора и из личных архивов героинь.
В ТЕМУ:
Галина Колесникова:
- В фильме меня очень впечатлило представление образа Марии Бочкарёвой. Она из тех настоящих русских женщин, которые и в горящую избу войдут, и коня на скаку остановят. Мне кажется, эта роль очень подходит Ароновой. Как Бочкарёва за своих солдат на экране, так и Аронова стояла за нас горой на съёмках. Несмотря на свою успешность и востребованность, она очень простая в общении. Очень тронули сцены подготовки батальона к службе. Их снимали в Санкт-Петербурге, куда я уже не ездила, а потому первую часть фильма смотрела с удивлением обычного зрителя. Это очень интересная история. Тем важнее, что она реальна. Благодаря фильму, у всех расширился кругозор. А ещё мы нашли на съёмках настоящих подруг!
Ольга Мамаева:
- Я принимала участие в съёмках и под Новоржевом, и в Санкт-Петербурге, и могу сказать, что самым сложным было именно проживание в женском коллективе. Этот момент, кстати, и в фильме находит отражение. В остальном же о нас очень заботились, Дмитрий Дмитриевич Месхиев лично следил за этим, что было очень приятно и неожиданно – казалось бы, мы простая массовка. Конечно, было много забавных моментов. Например, когда мы снимали сон батальона, кто-то так расслаблялся, что начинал по-настоящему храпеть. Полосу препятствий, которую показали мельком, снимали несколько дней, эти съёмки требовали реально хорошей физической отдачи, мы чувствовали себя настоящими бойцами!
Наталья Морозова:
- Пожалуй, впервые я смотрела кино в такой тишине. Её нарушали лишь шмыганья носом и шелест бумажных платочков. Девушки говорили, что неоднократно видели меня на экране, но я была полностью в картине и даже не обращала внимание, что где-то мелькаю. Переживала до последнего кадра, по телу реально бежали мурашки. Одна из героинь фильма не попадает на фронт из-за своей беременности. Девочки провели параллель со мной: я обнаружила, что нахожусь в положении тоже только через месяц съёмок. А малышу, по-видимому, было комфортно. Мой дедушка сказал, что после войны рождались мальчики. У нас, слава Богу, война была киношная, но и у меня, и у других девушек, забеременевших после участия в проекте, эта примета подтвердилась.
Марина Васильева:
- Сегодня на показе многие девочки, и я в том числе, плакали. Вдруг вспомнила, как прослезился Дмитрий Дмитриевич Месхиев, когда в прошлом году мы пришли поздравлять его с днём рождения. Девочки переделали песню, мы её довольно забавно инсценировали, а одна из участниц батальона нарисовала для него картину (кадр из фильма). Он был очень тронут. Вообще очень тёплые воспоминания именно от общения с ним и всей съёмочной группой. В течение нескольких месяцев мы жили как большая семья. Это была безумно интересная жизнь. Каждый день был не похож на предыдущий. Подъём начинался в три ночи, шесть утра, а иногда после полудня – в зависимости от того, какие были съёмки. Параллельно снимали ещё и фильм о фильме. Его теперь тоже очень ждём. Ведь это бесценные эмоции.