Оккупация
Уже в первые дни войны немецкая авиация, опережая наземные войска, совершала налёты на Псков. Городские власти смогли организовать эвакуацию из Пскова большей части населения, промышленных предприятий, медицинских, детских и учебных учреждений. Минимальные транспортные и материальные средства, выделенные музею, и недостаток времени позволили эвакуировать лишь небольшую часть фондов, всего около 3%. Большая же часть собрания осталась в Псковском музее.
9 июля 1941 года передовые части вермахта вошли в Псков. Немцы развернули активную деятельность по установлению нового режима. Власть в городе осуществляли военно-полевая комендатура (комендант – подполковник Болонгаро Кревенна), русская городская управа во главе с бургомистром Василием Черепёнкиным и районная – во главе с «шефом Горошанским». Должности в гражданских структурах занимали в основном эмигранты, прибывшие вместе с армейскими частями, и некоторые из оставшихся на оккупированных территориях граждан СССР. Были созданы гражданские службы в сферах культуры и образования, в том числе назначены «ответственные за порядок и чистоту» в музее и областной библиотеке. Ими стали 19-летние Леонид Черепёнкин (сын бургомистра) и некий Георгий Помеленко. Много было и русских, приехавших из Прибалтики. Тем не менее военные оккупационные власти Пскова отмечали, что «испытывают кадровые затруднения, так как почти вся псковская интеллигенция из города сбежала».
В Пскове функционировали гимназия, детский сад, театр (в основном, конечно, для немцев), почта. Были выпущены псковские марки с изображением герба Пскова, Троицкого собора и иконы «Богоматерь Чирская».
В Пскове размещались экономический штаб «Ост» и другие подразделения группы армий «Север», в том числе отдел пропаганды и отдел «по охране культурно-художественных ценностей», которым руководил директор и куратор Исторического музея Франкфурта-на-Майне, уполномоченный по охране культурно-художественных ценностей главного штаба группы армий «Север», ротмистр граф Эрнст Отто цу Зольмс-Лаубах. Его деятельность была направлена на обследование, обеспечение сохранности, учёт, использование и подготовку к вывозу культурно-художественных ценностей Пскова и всего северо-запада. Кроме отдела по охране ценностей, в Пскове функционировала зондеркоманда «Псков», занимавшаяся всеми вопросами культурной и общественной жизни Пскова и окрестностей, в том числе – «планированием будущих научных работ немецких и советских авторов», а также захватом и вывозом культурно-художественных ценностей. Этими же вопросами занимались также СД и «Группа Кюнсберга». Охрану культурно-художественных ценностей обеспечивала военно-полевая комендатура.
К концу лета 1941 года по инициативе и под руководством графа Зольмса в здании Исторического музея на улице Некрасова, в десяти залах Поганкиных палат из коллекции псковских музеев был сформирован «Музей Поганкина».
«Музей был открыт в рабочие дни, и то только с 10-ти до 12-ти часов. Я там был несколько раз. Видал там немцев, но не помню, чтобы встречал там русских. Это и понятно. Русским в рабочее время было не до музея», – вспоминает Р. Полчанинов, бывший сотрудником Псковской православной миссии, начавшей свою деятельность в августе 1941 года.
В 1941–1944 годах Псковский музей был базой хранения значительной части ценностей, вывезенных не только из Псковской области, но и из Новгорода, Тихвина, Гатчины и других пригородов Ленинграда. В начале 1980-х годов в подвалах Поганкиных палат ещё сохранялась тяжёлая железная дверь с немецкой маркировкой «Tur № 30», а в ходе археологических раскопок во дворе музея был обнаружен немецкий телефонный кабель. Немцы устраивались в Пскове основательно и вывозить культурно-художественные ценности не торопились.
Приказ Гитлера от 1 марта 1942 года подтвердил право оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга осуществлять в оккупированных областях мероприятия по конфискации, а также взятию под охрану культурно-художественных ценностей, не подлежащих конфискации, во избежание их уничтожения и повреждения. Оперативный штаб располагался в Берлине. Там располагались и его подразделения: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Архивы», «Библиотеки», «Древняя и ранняя история» и другие. В обязанности экспертов этих штабов входила работа по обследованию собраний культурно-художественных, научных и других ценностей, их оценке, определению объектов для отправки в Германию и т.д. Главная рабочая группа «Остланд» располагалась в Риге. Её представители, а также сотрудники зондерштабов штаба Розенберга периодически появлялись в Пскове с инспекциями и обследованиями. С 21 по 25 октября 1941 года группа в составе старшего регионального советника Гриссдорфа, представителя зондерштаба «Древняя и ранняя история» профессора Энгеля и сотрудника штаба писателя Райхарда обследовала культурные учреждения Пскова. Группа ознакомилась с хранилищем Псковских музеев, Солодёжней, где в трёх помещениях были размещены доисторические древности, западноевропейская и русская живопись, фарфор, иконы небольшого размера, пластика.
В «Музее Поганкина» была осмотрена библиотека, которая, по мнению обследовавших, состояла в основном из собрания Псковского археологического общества и, кроме самых различных изданий, содержала также и драгоценнейшие старопечатные книги. В отчёте сообщалось, что материалы идеологического характера, остатки антирелигиозной выставки в Троицком соборе, а также книги и документы Дома советов «взяты на хранение СД, и большая их часть уже находится в Ревеле. Ещё несколько тысяч должны быть отправлены туда же»; материалы евангелической лютеранской общины Якоби, хранившиеся в музее, отправлены комендантом в институт изучения зарубежных стран в Штутгарте; иконы из церквей и часовен Псковской губернии, большое количество церковных одеяний, а также чудотворная икона князя Всеволода-Гавриила находятся в «Музее Поганкина».
23 февраля 1942 года другая группа прибыла в Псков с целью выяснить состояние культурно-художественных ценностей. Из отчёта зондеркоманды «Псков» от 2 марта 1942 года известно, что службами вермахта была осуществлена расчистка городской библиотеки, а книжные фонды перемещены в «Музей Поганкина». В процессе осмотра музея выяснилось, что «состояние хранилищ абсолютно противоположно тому, которое было во время основания графом Зольмсом этого музея поздним летом 1941 года. Царит беспорядок, картины валяются на полу, количество их уменьшилось с октября 1942 года». В хранилище на улице Гоголя (Солодёжня), которое находилось под охраной полевой комендатуры, были обнаружены признаки грабежа и разрушений; в страшном беспорядке повсюду валялись портреты, гравюры, народные костюмы, археологические находки, предметы естественно-научной коллекции, книги. Русский, сопровождавший группу представителей главной рабочей группы, сообщил, что здесь же раньше хранились маленькие иконы и много достаточно ценного фарфора, от которого были обнаружены только остатки. Выяснилось, что в сентябре 1941 года, спустя полтора месяца после посещения графа Зольмса, многие коробки, главным образом, с фарфором, были перепакованы и увезены. В этих мероприятиях принимали участие, в основном, эстонцы и одна эстонка, которая как будто бы многие вещи разбила. Из так называемой «Золотой часовни» (церковь Успения Богоматери с Пароменья), которая должна была содержать 394 иконы, де Бари выдал, как он сообщил, много икон, «происходивших только из псковских церквей», православному духовенству, в том числе в места, находившиеся вне Пскова. От русских, служащих в городской управе, представители главной рабочей группы узнали о целом ряде отчуждений музейных предметов, как продаж, так и различных дарений.
По определению составителей отчёта, комендант города зондерфюрер де Бари считал, что «музейная собственность является трофеями, распоряжаться которыми может только полевая комендатура по собственному усмотрению».
Целый ряд фактов свидетельствует о том, что все службы, занятые «спасением и охраной культурно-художественных ценностей», осуществляли планомерный, методичный захват, действуя в интересах рейха. О своеобразной охранной надписи вспоминает протоиерей Псковской миссии Георгий Тайлов: «На музее в Михайловском красовалась доска с обращением на немецком языке: «Пушкин – известный поэт. Картина на его тему «Станционный смотритель» с большим успехом идёт в кинотеатрах Германии».
В феврале 1942 года на хранение в Псков была доставлена большая партия «предметов искусства из Новгородского региона». Вывезенные из Новгорода иконы и другие церковно-археологические предметы хранились в иконном фонде Псковского музея Успенской Пароменской церкви. При эвакуации все эти фонды были вывезены в Ригу, оттуда – в Германию, в замок Колмберг, близ Ансбаха.
Наталья Ткачёва