Ученик Ролана Быкова, Андрея Тарковского, Марлена Хуциева нашел приют в псковской глубинке
Ореховские чудаки
Уютный деревенский дом Вячеслава Орехова похож на музей. На стене висит «Петух» авангардиста Александра Шевченко, на книжной полке теснятся избранные сочинения Андрея Платонова с тёплой подписью от дочери писателя, в шкафу бережно хранятся черновые страницы романа художника Ивана Никифорова, ставшего одним из знаковых представителей наивного реализма. Всё это - герои фильмов Вячеслава Васильевича. В его кинобиографии есть несколько больших работ об известных деятелях искусства, но, в основном, Орехов снимал фильмы о простых людях. Хотя «простых» - это ещё с какой стороны посмотреть. Деревенский мастер, 17 лет просидевший по ложному обвинению в тюрьме, но не обозлившийся на мир, а сумевший сохранить свет и душевную доброту. Бывший конюх, носящий своих деревянных лошадок на рынок, но не для продажи, а «чтобы люди коней не забывали». Парализованная девочка, которая могла рисовать, держа кисть только в зубах, но создававшая невероятно красочные и жизнерадостные полотна. Такое «но» есть, пожалуй, в каждом из героев Вячеслава Орехова. Подобно знаменитым шукшинским чудикам, ореховские чудаки - неприметные с первого взгляда люди, одним своим присутствием украшающие этот мир. Много лет Вячеслав Васильевич снимал свои фильмы, которые так и хочется назвать непридуманными киноновеллами, для телеканала «Радость моя». Название ли канала повлияло (если так, то это самая чудесная редакционная политика), или в очередной раз сработал жизненный закон «подобное к подобному», но от фильмов Вячеслава Орехова действительно заряжаешься особым настроением и мировосприятием.
- Мы, режиссёры неигрового кино, своего рода экскурсоводы по жизни. В каждом фильме ненавязчивый посыл своему зрителю: обратите на это внимание, это будет вам интересно, а это может пригодиться... - тепло улыбаясь, поясняет Вячеслав Орехов.
Крысиная возня
Зритель у этого кино действительно «свой». Вячеслав Васильевич называет неигровое кино «пасынком» игрового. Наверное, эти фильмы не для широкой аудитории. Из больших когда-то студий документальное кино «рассыпалось» по квартирам, сейчас это почти кулуарный вид искусства. Но всё же искусства. И здесь очень важно различать информационные и «публицистические» документальные фильмы. Вячеслав Орехов работал и работает как раз над последними, в так называемом жанре «кинематографа ближайшего круга».
- Неигровому кино не характерен поверхностный телевизионный взгляд. Ты не просто общаешься с человеком «по верхам», а буквально сживаешься с ним. Только так можно снять что-то настоящее, - рассказывает документалист. - Мощное изобразительное начало игрового кино – это актёры. В документалистике актёров нет, есть герои. Люди всегда тяготели к прототипам, поэтому непридуманные истории цепляют. С другой стороны, в каждом герое важно найти такую притягательность, которая поддерживала бы интерес зрителя. Это только кажется, что документальное кино делается легко: нашёл интересного человека, разговорил, сложил одно с другим – и фильм готов. Но у меня были такие муки творчества… Ловил себя на мысли, что перестал любить выходные: хотелось быстрее вернуться за монтажный стол и попробовать новую склейку. Во многом приходилось действовать, доверяясь интуиции, хотя и сценарий, и своя композиция с обязательным кульминационным поворотом есть и в документальных фильмах…
Впрочем, и в игровом кино Вячеслав Орехов себя попробовал. Во время одной из поездок он познакомился с Борисом Галкиным, к тому моменту уже успевшему стать известным режиссёром. Галкин восхищался фильмами Орехова и предложил ему поработать вместе над фильмом «История в старогерманском стиле», который потом вышел на экраны под названием «Чёрный клоун». Было интересно, но едва прозвенел звонок из «Госкино», Вячеслав Васильевич вернулся к любимой документалистике, где нет искусственности. В работе же с Галкиным его особо поразил момент, когда режиссёр, узнав, что необходимых для кадра чёрных крыс ни в одном из магазинов в продаже не оказалось, твёрдым голосом приказал окунать в ведро с чёрной краской белых. Испуганные, неаккуратное покрашенные, разбегающиеся в разные стороны на морозе крысы - на одной чаше весов, и удивительные люди с судьбами - на другой. Неудивительно, какая из них перевесила.
Когда природа обнимает
У своих героев Вячеслав Васильевич всегда чему-нибудь учился. От кого-то перенимал житейскую мудрость и отношение к своему делу. Вслед за художником Никифоровым, начавшим рисовать в 63 года, но так плодотворно, что ценители стали называть его русским Пиросмани, возобновил детские занятия живописью. По примеру московских фотографов, героев фильма «Душа России», начал фотографировать на свой простенький «цифровик» природу – и нет ничего странного в том, что у Орехова, способного видеть кадр так, как могут немногие, получаются необыкновенные фотографии, а его фотовыставки очень любят жители Пустошки. Кстати, и шумную столицу на неприметную Ясную Поляну мужчина променял, вдохновлённый примером героя своего фильма «Выхожу один я на дорогу» Дмитрия Арсеньева, талантливого режиссёра музыкального театра, на пике карьеры «эмигрировавшего» в деревню. Свой переезд Вячеслав Васильевич тоже считает эмиграцией. Только внутренней.
- Квартиру в московской пятиэтажной хрущёвке я не мог назвать домом. Даже смешно – какой же это дом! Город уже достал. Я до сих пор, приезжая туда, надеваю тёмные очки, чтобы хоть как-то заслонить себя от агрессивной рекламы. Искал спасительной простоты и нашёл её именно здесь, - Вячеслав Васильевич на миг замолкает, словно, чтобы насладиться музыкальным треском поленьев в настоящей русской печи. – К тому же, руки соскучились по физическому труду. Деревня – это первооснова России. Когда ты в поте лица добываешь свой хлеб, у тебя и времени не остаётся, чтобы думать о каких-то извращённых вещах…
С особой гордостью один из лучших документалистов страны показывает мне … нет, не свои фильмы, а сделанные вручную полки, шкаф и построенный во дворе гаражик для мопеда. А его фильмы я посмотрела сама. В основном, Вячеслав Орехов снимает именно деревню. Причём ему удаётся показывать её не разрушающейся, а вдохновляющей. Так получается неспециально, просто всё зависит от угла зрения. А вдохновения в деревне действительно гораздо больше, чем в городе:
- Здесь всё воспринимается иначе, природа словно обнимает тебя. В городе живёшь - и не видишь неба, а здесь такие закаты, такие звёзды – не испытываешь дискомфорта, что не ходишь по художественным музеям. А летом и Баха не надо слушать – вокруг такие хоралы петухов, лягушек, кузнечиков, как будто поющих свой гимн заре и солнцу.
Вячеславу Васильевичу скоро 75. По этому случаю в московском доме кино запланирован творческий вечер с показом его лучших фильмов. Большая «киношная» семья своих не забывает. Впрочем, и «свои», невзирая на географическую удалённость, не забывают любимую профессию. Ежегодно Вячеслав Орехов отправляет в «Госкино» заявки на съёмку новых картин. Правда, в этом году работать, видимо, не придётся из-за недавно перенесённого инфаркта. Но отснятый материл об одном из теперь наших, невельских чудаков ждёт своего часа, а Орехов верит, что его главный фильм ещё впереди.
Вячеслав Орехов:
- Видеокамеры, которые сейчас используются, разбаловали современных режиссёров. Уже нет такого пристального внимания к кадрам, характерного для советского кинематографа. Сейчас снимают всё подряд, а потом «тонут» в своём же материале. Нас же воспитывал дефицит плёнки. Например, на десятиминутный фильм выдавалось всего 900 метров, то есть около получаса. В этом даже своя философия была, философия одного кадра...
Наталья Игнатенко
Фото автора
Пять фильмов Вячеслава Орехова, которые мы особенно рекомендуем посмотреть:
«Высший подвиг цветка»
О судьбе парализованной девочки, которая могла рисовать только держа кисть в зубах, но при этом сумела создать на полотнах изумительный красочный мир. Картина получила первую премию фестиваля российского кино «Окно в Европу».
«Мир на кончиках пальцев»
Об интернате слепоглухих детей под Сергиевым Посадом, опекают который насельники Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фильм завоевал премию Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» и приз зрительских симпатий Международного кинофестиваля «Встреча»
«Я живу каждый день»
О благополучной, живущей в роскоши супруге капитана дальнего плавания, столкнувшейся с тяжёлым кризисом. Чтобы использовать единственный шанс на жизнь, женщине надо полностью её поменять.
«Жизнь прекрасна»
О «Паганини русской балалайки» Михаиле Рожкове. Виртуоз и в 85 лет очаровывает окружающих людей волшебной игрой и поразительной любовью к жизни.
«Поздний восход»
О бывшем грузчике Иване Никифорове, на склоне лет открывшему в себе творческий дар. Его картинки из жизни деревни и старой Москвы вошли в мировую энциклопедию наивной живописи.