В дорогу, господа актёры...
Так начался спектакль, который открыл в Пскове программу «Большие гастроли. Театральное лето России 2014». Перед спектаклем гости из Петербурга рассказали журналистам своё видение современных театральных тенденций. «Большие гастроли» проводятся первый год, но уже стали значительным явлением в развитии искусства России.
«Театральные» традиции
- В рамках «Больших гастролей» лучшие театры России посетили те регионы нашей страны, которые неизбалованны театральным искусством. Хотя Псков к этим регионам не относится, у вас сильны театральные традиции, - сразу оговорилась Софья Апфельбаум, директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства Культуры РФ. – Сюда мы завернули «Большие гастроли», потому что у вас недавно открылся отреставрированный театр. Мы привезли большие, «многонаселённые» спектакли, от чего провинция отвыкла.
Слова о том, что Псков – город с театральными традициями, зрители стали оправдывать ещё до начала спектакля. Причём, в нашем городе есть и не самые положительные явления. Мы наблюдали картину, когда две женщины весьма интеллигентного вида ничтоже сумняшеся сбывали лишний билетик по спекулятивной цене мужчине, который, судя по всему, явился в Пушкинский театр впервые в жизни:
- Да я в театре первый раз, - подтвердил наши догадки возмущённый мужчина.
- Вот и сходите, нормальная цена, - не сдались заядлые «театралки» и всё-таки продали лишний билетик.
Гастрольная система восстанавливается
Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин отметил: «Нам было важно показать всю многочисленную труппу нашего театра». Регионы действительно отвыкли от таких многочисленных спектаклей. Валерий Владимирович даже рассказал случай, когда Александринка привезла в Челябинск спектакль по Достоевскому, в котором задействованы два лилипута, то администратор местной гостиницы на это, то ли всерьёз, то ли в шутку сказал: «Вот, наконец-то приехал нормальный театр! Со своими лилипутами, декорациями…»
- Мы, наконец, стали восстанавливать гастрольную структуру, - радуется Валерий Фокин. - В советское время она работала очень чётко. У начальника театра в кабинете висела карта, на которой, как у маршала Жукова, были расставлены флажки: «Эта труппа поедет в этой город, эта – в другой». Но за двадцать лет мы всё разрушили.
«Укрощение строптивой» действительно расширило восприятие псковичей. Определённые опасения вызывало то, что заявленный возрастной ценз спектакля был «16+». Многие рецензенты отмечали, что смелые решения литовца обычно негативно воспринимаются взрослой публикой. Но из зала Пушкинского театра, где собралась самые разные псковичи, по ходу пьесы ушли лишь единицы. Они лишь подтвердили слова Софья Апфельбаум, которая говорила журналистам, что «загонять зрителя в какие-то «шоры» не следует. Как показывает гастрольный опыт, в регионах люди готовы к современной, смелой драматургии. Хорошая вещь - везде хороша».
Без господдержки не обойтись
- Нам важна доступность спектаклей. Театр Вахтангова едет, например, в Бурятию по ценам Бурятии. Это не коммерческий проект, он дотационный, без поддержки государства «Большие гастроли» не удались бы, - заявила журналистам Ольга Андрейкина, руководитель отдела по связям с общественностью Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.
Об этом говорил и художественный руководитель псковского театра Василий Сенин: «Сейчас мы чувствуем поддержку руководства области, врио губернатора Андрея Турчака. Без этого в современном мире не обойтись». Показателем эффективности театра является его гастрольная деятельность, востребованность в регионах. Это понимают и в Пскове: местная труппа этим летом побывала в районах области, а в середине сезоне отправится на обменные гастроли, в том числе и в Петербург.
- Ситуация меняется, полгода назад всё было по-другому, - подытожил Валерий Фокин. –В идеале мы должны убирать границы между провинцией и столицей, создавать единое духовное пространство. Почему в регионах не могут происходить серьёзные, крупные события? Они и происходят, даже мирового уровня. Сейчас мы это активно обсуждаем.
Павел ДМИТРИЕВ
Фото предоставлено пресс-службой Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина