Счастливый жребий
Партнёром Пскова по проекту «Большие гастроли» стала Александринка.
Как в прежние годы, так и теперь появление на афишах названия легендарного Александринского театра вызвало большой зрительский ажиотаж среди псковских театралов. Билеты на оба спектакля, которые решил привезти в наш город старейший национальный театр России, были раскуплены задолго до указанной даты. Это произошло вопреки тому, что зрители, «перекормленные» наспех сделанными антрепризными спектаклями, кассовый успех которых гарантировала телевизионная известность участников, по идее, вообще не должны были реагировать ни на громкие имена, ни на многообещающие названия. Но известие о гастролях Российского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринки), спектакли которого вошли во все мировые театральные энциклопедии, как говорится, подняло бы и мёртвого.
У одних зрителей вызвала интерес интерпретация известным литовским режиссёром Оскарасом Коршуновасом широко известной благодаря экранизациям пьесы Шекспира «Укрощение строптивой». Других, наоборот, заинтриговала инсценировка молодым режиссёром Ириной Керученко мало известного широкой публике рассказа Ивана Бунина «Солнечный удар», а также необычный камерный формат спектакля, рассчитанный на полсотни зрителей.
О том, что псковичи получили возможность познакомиться с новыми постановками известного театра благодаря созданному в этом году Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности, большинство из нас узнало в день открытия гастролей 26 августа. В медиа-холле Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие организаторы проекта «Большие гастроли. Театральное лето России–2014» Софья Апфельбаум – директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ, Ольга Андрейкина – руководитель отдела по связям с общественностью Федерального центра поддержки гастрольной деятельности и Анна Бударина – заместитель председателя госкомитета по культуре Псковской области. Творческий цех представляли: художественный руководитель и директор Александринского театра Валерий Фокин и худрук Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина Василий Сенин.
Август – начало лета
Гости из Москвы рассказали о задачах и участниках программы Федерального центра, сформированной в Год культуры, – «Большие гастроли. Театральное лето России». Несмотря на то, что она создавалась быстро и по принципу «кто сможет», проект позволит познакомить более тридцати городов разных регионов с двадцатью спектаклями ведущих драматических театров Москвы и Санкт-Петербурга. Эта культурно-просветительская акция направлена на создание общего культурного пространства России и расширение рамок творческого общения. Задача центра – привезти в регионы ведущие театры, привлечь новую аудиторию и открыть пути для профессионального развития провинциальных театров. Спектакли, вошедшие в «Большие гастроли», предназначены для широкого круга зрителей. Есть спектакли для семейной и детской аудитории. Их дефицит сегодня ощущается в большинстве городов. Спектакли для детей обычно идут по многу лет, и ребёнку, посмотревшему один-два спектакля текущего репертуара, театр ничего больше предложить не может. Многие регионы настоятельно просили привезти спектакли для детей 13-17-ти лет, но эта ниша, к сожалению, пуста. Специфической подростковой тематики в театрах нет. Между тем именно эта категория зрителей – мощный потенциал для пополнения аудитории.
По словам московских специалистов, зрители готовы и к восприятию современной драматургии, и к новому театральному языку. Хороший спектакль везде воспринимается с большим интересом. Как известно, все жанры хороши, кроме скучного. Проект «Большие гастроли» не коммерческий. Он призван познакомить российскую глубинку с большими, «многонаселёнными» спектаклями и полноценным оформлением. Это удовольствие не из дешёвых, а потому гастроли дотируются государством. Кроме того, организаторы рассчитывают на посильную помощь регионов. Цены на спектакли гастролирующих театров не превышают среднюю цену билетов на постановки местных. Словом, для многих зрителей и театральных коллективов гастроли московских и петербургских театров стали глотком свежего воздуха. «Большие гастроли» дают возможность не только просмотра спектаклей, но и творческих встреч, мастер-классов. Так, в Пскове с 26 по 28 августа состоялась встреча творческой интеллигенции с художественным руководителем Александринского театра, народным артистом РФ Валерием Фокиным. По окончании спектакля «Солнечный удар» на Малой сцене театра состоялась ещё одна интересная встреча – режиссёра Ирины Керученко со зрителями. Также в рамках программы псковских гастролей свои лекции и мастер-классы провели театральный критик и музыкальный обозреватель Марина Багдасарян, ректор Санкт-Петербургской театральной академии, заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров и главный режиссёр Новой сцены Марат Гацалов. «Большие гастроли» подарили псковичам широкие возможности получить новые впечатления и расширить деловые контакты.
Твёрдая рука в белой перчатке
Наша редакция тоже воспользовалась представившимся шансом, чтобы пообщаться с художественным руководителем Александринского театра Валерием Фокиным, давшим оригинальное определение своей должности – «твёрдая рука в белой перчатке». Было интересно расспросить его, члена президиума Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, четырежды лауреата Государственных премий, о жизни и театре, о тех процессах, которые сегодня бурлят в театральном мире.
– Валерий Владимирович, чем обусловлен ваш выбор спектаклей для гастролей в Пскове?
– Во-первых, мы исходили из технических возможностей вашего театра. Все наши спектакли сложны в техническом плане, в них задействовано много сценической машинерии. Большие спектакли – многофигурные композиции. Их необходимо было не только адаптировать к другой площадке, не обладающей теми техническими характеристиками, которые нам нужны, но и найти определённый художественный эквивалент. Это было сложно. Во-вторых, мы стремились продемонстрировать труппу – её старшее поколение и молодёжь. Ещё наша задача как старейшего национального театра, который в ближайшие дни откроет 259-й сезон, состояла в том, чтобы показать, что, несмотря на столь солидный театральный возраст, мы не являемся немощными и несостоятельными в творческом плане. Музей должен быть в мебели из карельской берёзы, в здании, в старинных люстрах, но если музей на сцене – это конец. Поэтому решили показать псковичам, как мы взаимодействуем с классикой. Для этой цели был выбран спектакль Оскараса Коршуноваса «Укрощение строптивой» – режиссёра среднего поколения, хорошо известного в Европе, и Ирины Керученко по рассказу Бунина «Солнечный удар». Ирина – представитель молодого поколения, но уже с достаточно серьёзным профессиональным опытом.
Что касается работы с классикой, то, по моему убеждению, режиссёр не может просто пересказывать литературное произведение, потому что театр создаёт новое искусство, которое интерпретирует драматургическое произведение, отталкиваясь от автора. Иногда бывает, что автор не нужен, он – просто повод. Подобную позицию постановщиков я не разделяю. Для меня есть тонкая граница, которую нужно соблюдать. Я всегда это говорю: с одной стороны, нельзя стоять перед классиком на коленях, с другой – плясать на его могиле. Это легко сказать, но трудно осуществить.
– Как вы оцениваете начинание «Большие гастроли»?
– Недавно я приехал из Латвии, где на лучших площадках артисты из сериала «Сваты» буквально на двух табуретках показывают репризы и демонстрируют свое театральное лицо.
По отзывам зрителей, с которыми я общался, это ужас и профанация театрального искусства. К сожалению, подобная практика широко распространена и у нас. Поэтому я считаю очень важным, что мы стали восстанавливать разрушенную до основанья прежнюю гастрольную систему. В советское время, если идеологию вынести за скобки, организационно эта система работала очень чётко. Когда я приходил к министерскому начальнику, у него на стене, как у маршала Жукова, висела карта, испещрённая флажками и значками. На ней было отмечено, какой театр поедет в тот или иной город. Руководители знали, что в этом городе нет музыкального театра – надо послать, а тут нет цирка – нужно отправить туда цирковую труппу. Всё это мы разрушили в 1990-е, решив, что договариваться будем сами. Дескать, рынок всё отрегулирует, ну и «отрегулировали». Слава Богу, что это дело восстанавливают. Гастроли – самый главный инструмент создания единого культурного и театрального поля. Я понимаю программу Василия Сенина, который планирует приглашать в Псков различные театральные коллективы, молодых режиссёров, потому что это повышает уровень зрительского восприятия. Даже если я с чем-то не согласен, смотрю и вижу что-то чужое для меня, удивляюсь, что может быть и так, – тогда мы можем говорить о развитии зрительского восприятия, о некоем повышении уровня. А как иначе? Псков – это город с театральными и культурными традициями. Но есть другие города, где театр мало кто посещает, где знать не знают, что это такое. Здесь многое зависит от власти. Если в вашем регионе губернатор заинтересован в театре, то на карте страны есть такие места, где руководители всячески сопротивляются развитию театрального искусства и гастролям. Я этого не понимаю.
Каждый может любить или не любить театр, это его право. Но если ты руководитель, государственный человек, ты должен понимать, что такое культура, что она необходима другим людям.
– На каких постулатах, магистральных направлениях базируется сегодня государственная политика в области театрального искусства?
– Очень важный и широко обсуждаемый сегодня новый документ – «Об основах новой государственной политики в области культуры». В нём сформулированы приоритеты на ближайшие 20–30 лет. Но вы же видите, как стремительно меняется ситуация в мире и стране. Ещё пару лет назад она была одна, сегодня – другая. То, что, мы думали, выйдет на первый план, переходит на третий-четвёртый, и наоборот, – второстепенное становится первостепенным. Это жизнь. В документе, о котором я сказал, сформулированы приоритеты и то, как мы должны добиться того, чтобы новое искусство имело право на существование и развитие, и традиционное искусство полноценно жило и развивалось, – все ипостаси. Цель этого процесса, который мы должны организовать, – создание некоего единого культурного пространства, а впоследствии – общего духовного. В идеале мы должны стереть границы между провинциями и столицами. Другое дело, что это произойдёт не завтра или послезавтра, а в отдалённой перспективе. Для того чтобы выстроить эту систему, нужно иметь определённый план действий. Сейчас он активно обсуждается, в том числе и в Петербурге. На этот счёт существуют полярные точки зрения. Одни настаивают на том, что мы – не Европа и должны идти своим путём, другие убеждены, что мы должны копировать все европейские подходы. Я считаю, что сейчас очень важно найти некий паритет, чтобы не было крайних точек зрения. Общество, включая людей культуры и искусства, и так очень поделено. Главное в этой непростой ситуации – не раскачивать лодку, а найти консолидирующие принципы. Если это будет, тогда будет определено и место театрам. Я очень надеюсь на скорейшее подписание этого основополагающего для отечественной культуры и искусства документа. В конце сентября он должен лечь на стол президента в окончательном варианте. Если на основе этого документа выйдет указ президента, то это уже будет какая-то программа, на которую можно ссылаться. Правда, одно дело написать, другое – реализовать.
– В чём, по-вашему, сегодня заключается роль театра?
– Я считаю, что самая главная роль русского драматического театра – просветительство. При всём различии эстетических направлений и жанров самое важное – зачем тот или иной спектакль был поставлен. Важнейшая позиция – духовное и нравственное строительство человека. Этим серьёзный драматический театр, не развлекательный, должен заниматься. На каком материале, каким способом – это дело индивидуальное. Возможно, сейчас самое время вспомнить слова Николая Васильевича Гоголя о том, что театр – это кафедра. В принципе, эти слова звучат вполне актуально, несмотря на то, что сейчас у нас «кафедра» – преимущественно в соцсетях.
– Какими качествами должен обладать художественный руководитель театра?
– Профессия художественного руководителя должна объединять в себе много разных способностей – режиссёрских, творческих, дипломатических, педагогических. Должна быть харизма лидера, лидерские качества. Их надо завоёвывать. Это приходит с опытом. С другой стороны, способности либо есть, либо нет. Далеко не каждый режиссёр может быть художественным руководителем. Это – особый талант и редкая специальность, которая во многом утеряна. Можно быть средним режиссёром и блестящим руководителем, и наоборот. Это разные вещи. Худрук должен очень любить артистов, уметь их прощать, но это вопрос очень тонкий и деликатный, как с детьми. Я бы сказал, что худрук – это твёрдая рука в белой перчатке. К сожалению, у нас нет скамейки запасных главных режиссёров.
– На сцене Александринского театра дебютировали многие драматурги, ставшие впоследствии классиками – Грибоедов, Островский, Чехов. Как сегодня у театра обстоят дела с поиском новых драматургов и современных пьес?
– Сейчас, с открытием Новой сцены, мы находимся в более выгодной ситуации. Это театрально-культурный комплекс с тремя прекрасными игровыми площадками, репетиционными, медиа-студией, который входит в структуру нашего театра. В нём всё сориентировано на развитие молодых сил. Там есть творческие лаборатории, которыми руководит Марат Гацалов, очень много специалистов, которые занимаются драматургией. Здесь из числа студентов-магистрантов готовятся команды, в составе которых есть режиссёр, драматург, продюсеры и будущие заведующие постановочной частью. Это попытка подготовить команду для театров, потому что одна из проблем, когда молодые режиссёры приходят в неблагополучный театр, настроенный на своё, – психологический прессинг. Одному молодому специалисту, без единомышленников, трудно изменить ситуацию. Поиск новых драматургов – тоже одно из приоритетных направлений Новой сцены, потому что основная сцена нацелена на классику, на её осмысление и интерпретацию.
Ирина Ефимова
Театралам будет не до скуки
По словам художественного руководителя Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина Василия Сенина, 108-й и первый полный после окончания реконструкции сезон обещает стать богатым на события и открытия. Во всяком случае, практика показа на псковской сцене лучших спектаклей ведущих театров будет продолжена.
В октябре к нам приедет Шекспировский театр «Глобус». По пути в Санкт-Петербург труппа сделает остановку в Пскове и сыграет два спектакля. В конце октября – начале ноября в рамках региональных гастролей национальной премии «Золотая маска» на сцене театра будут показаны спектакли-лауреаты. У любителей театрального искусства появится возможность познакомиться с постановкой «Дяди Вани» художественного руководителя Санкт-Петербургского Малого драматического театра – Театра Европы Льва Додина и спектаклем театра «Мастерская Петра Фоменко» «Русский человек на rendez-vous». Ярославский академический театр драмы имени Волкова привезёт спектакль «Екатерина Ивановна» в постановке Евгения Марчели, а Пушкинский театр из Москвы – «Материнское поле» по одноимённой повести Чингиза Айтматова.
Псковская труппа порадует в сентябре тремя премьерами. Это «Гедда Габлер» по пьесе Ибсена, «Старая актриса на роль жены Достоевского» по пьесе Радзинского и «Скупой» Мольера в постановке режиссёра-магистранта Олега Молитвина.
В середине сезона начнутся обменные гастроли. В Псков приедет театр из Петербурга «Приют комедианта», а в конце года – Театр русской драмы из Риги.