Писатель Евгений Водолазкин: литература входит в новую эпоху. Какую?
Евгений Водолазкин, который, по его собственным словам, часто отказывает приглашениям из многих городов России из-за нехватки времени и усталости, в наш город приехал на два дня. Это неудивительно: Псков - один из главных героев «Лавра»:
- Я очень хотел выступить в Пскове, и среди десятков городов, в которые меня звали, ваш должен был занять первое место. Хотя бы по моей любви к нему, - рассказывает собравшимся псковичам писатель. И отвечает на вопрос: «Почему именно наш город стал героем романа?» - У Пскова в литературе есть конкурент - Новгород. Но он столько раз описан и «захватан» литераторами, что место живого на нём нет. А Псков не только не менее прекрасен, чем Новгород, но и сохранил некоторую «девственность» в отношении литературы.
«Лавр» выиграл сразу две российские премии: «Большая книга» и «Ясная поляна». Кстати, именно псковский писатель и публицист Валентин Курбатов представлял роман на премии «Ясная поляна».
Пришёл он, конечно, и на встречу с писателем в Пскове, где Евгений Водолазкин поблагодарил его за помощь в написании произведения, а сам Валентин Яковлевич, вспомнил эмоции участников премии:
- Когда «Лавр» выиграл премию «Ясная поляна», все выдохнули: значит, «Большую книгу» точно не возьмёт. Но нет, ошиблись. Книга эта популярна сейчас потому, что герои романа живут в Боге, но по-простому, не удаляясь «в знания».
Сам автор определил жанр своего произведения как «неисторический роман». И, смеясь, объяснил псковичам, что не любит читать исторические романы. «Лавр» же - это житие святого:
- Но очень необычное житие: в пятнадцатом веке его не представишь, - рассказал «Псковской провинции» Евгений Водолазкин. - Это очень древний жанр, древнее, чем христианство. И я, когда задумывал произведение, исходил не из того, что меня похвалят или обругают. Авангардный слой книги близок не всем людям консервативного склада. Вместе с тем, книгу восприняла широкая общественность: церковнославянский элемент их не отпугнул, ведь это древнерусское житие, написанное средствами современной литературы. Целевая аудитория оказалась очень широкой.
- Боялись ли вы того, что нерелигиозные люди в большинстве своём негативно воспримут «Лавра»? - спрашиваем мы у Евгения Германовича
- Я писал потому, что мне казалось важным сказать то, что сказал. И естественно, что как человек религиозный, имел в виду и религиозных людей, потому что они понимают то, о чём я пишу в наилучшей степени. Но те проблемы, которые я ставил, важны и для нерелигиозных людей: жизнь и смерть, смысл жизни. Я вообще не «задираю» нос в отношении своих убеждений и не считаю, что их должны разделять все. Каждый имеет свой путь. Другое дело, что, будучи реалистом, полагал, что немного людей прочитают роман. Но ошибся, и это радует. Роман стал популярен, и я понял, что моя оценка общества была не вполне правильной.
- Вы смешиваете в книге церковно-славянский язык с современным, а герои книги пользуются терминами двадцать первого века. Вы считаете, что герои пятнадцатого века могли бы жить и в нашем времени?
- Вы абсолютно правы. Путём языка я выражаю и главную идею романа: времени нет, время - это фикция. Язык романа является таким ещё и потому, что только церковнославянская стихия превратила бы этот роман в «китч». А канцеляризмы, сленг уравновешивают язык романа.
Подводя итог встрече, писатель отметил, что литература входит в новую эпоху. Авторы больше не стараются сделать «реверанс» классикам литературы. И посоветовал псковичам прочитать роман Захара Прилепина «Обитель»:
- Это роман новой литературы.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru
Фото автора