Программа XXI Пушкинского фестиваля
3 февраля, понедельник
Новый, рабочий цикл театра откроется семинаром с участием прессы "Пушкинский фестиваль. Миссия, цели и задачи. Возрождение и новые пути развития".
В этот же день на Большой сцене состоится премьера спектакля "Граф Нулин. Музыкальное изложение". Это первый спектакль режиссёра Василия Сенина, поставленный на сцене Псковского драмтеатра.
Начало - в 19:00.
4 февраля, вторник
Медиахолл - ретроспектива посвящённых Пушкину фильмов аниматора Андрея Хржановского. Среди транслируемых картин - "Я к вам лечу воспоминаньем…", "И с вами снова я…", "Осень", "Колыбельная для сверчка".
Заслуженный деятель искусств России, Хржановский дебютировал как режиссёр в 1966 году, в возрасте 27 лет. В конце 70-х он снял целый цикл фильмов по рисункам и черновикам Пушкина. В его картинах основой для драматургии становился именно почерк русского поэта: прописные буквы и рисунки на полях словно танцуют на экране под закадровый голос, что начитывает стихи. По предварительным данным, 4 февраля также состоится творческая встреча с Андреем Хржановским.
Вечером того же дня в медиахолле (либо на Малой сцене) пройдёт аудиовизуальный перформанс Павла Семченко и Владимира Волкова "[ ]МЕСТОслов".
- Когда Александр Пушкин вместе с Николаем Языковым писали "Нравоучительные четверостишия", они даже представить себе не могли, что из этого получится. Но вот на стену проецируется изображение вращающейся пластинки, контрабас стоит вниз головой, а игрушка-волчок выбирает ноты и слова из тех самых четверостиший. Именно так проходит импровизационный спектакль "[ ]МЕСТОслов" - театральный эксперимент, рожденный двумя необыкновенно талантливыми людьми, которые ничего не боятся, - так описывает представление сайт театра-клуба "Мастерская".
5 февраля, среда
Свое видение пушкинского "Евгения Онегина" на Большой сцене представит именитый Московский театр на Таганке (режиссёр - Юрий Любимов).
В спектакле звучит музыка Чайковского, Мартынова и Шнитке, а также арии в исполнении Л. Собинова, И. Козловского и Г. Отса. Вольное прочтение романа в стихах Юрием Любимовым раскрывает объём пушкинского гения вне времени и пространства. Твердо закреплённых ролей в постановке нет, актёры лишь набрасывают эскиз Образа, делая штрихи к портретам Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги через свет, пластику, фрагменты оперы Чайковского, комментарии Владимира Набокова и Юрия Лотмана.
- Сегодняшняя жизнь так стремительна, потоки информации, обрушивающейся на зрительские головы, столь сильны, что нам волей-неволей приходится этому соответствовать - театр должен уметь отстоять своё место. Сейчас его теснят все, кому не лень, и в особенности телевидение: оно показывает всё, что угодно, и чуть ли не в нашей постели ночует.
Вот поэтому в нашем спектакле и участвуют такие прославленные артисты, как Иннокентий Михайлович Смоктуновский и Иван Семёнович Козловский... Да нет же, не волнуйтесь, из гроба они не выходят. Хотя перед премьерой я и сам боюсь: придёт Александр Сергеевич, посмотрит спектакль и - как положено завзятому дуэлянту - даст по голове пистолетом, - именно так обрисовал спектакль Юрий Любимов в 2007 году.
6 февраля, четверг
В медиахолле "Мастерская" состоится публичная лекция кандидата философских наук, поэта и участника антителевизионного фестиваля "Слёзы Зворыкина" Артема Верле "Но не разбойничать нельзя": Поэзия и вольность".
Вечером на Малой сцене будет показан моноспектакль Пипа Аттона "Реквием по Сальери" по текстам А. Пушкина. Спектакль будет на английском языке с русскими субтитрами.
Англичанин Пип Аттон – личность уникальная. Бывший ювелир, он начал строить свою театральную карьеру в зрелом возрасте - 45 лет. Зарубежные критики часто сравнивают его с русской матрешкой по части многослойности образов и характеров, которые он способен через себя пропустить.
В 1997 году Пип Аттон написал моноспектакль "Адольф", в котором рассказывается о последних 12 часах жизни фюрера. Аттон получил приз "За лучшую мужскую роль" и приглашение работать в дирекции Эдинбургского фестиваля.
В спектакле "Реквием по Сальери" Аттон выносит на свет болезненную преданность Сальери Божеству Музыки, его тоску по невозможности отобразить через музыку саму жизнь (что с такой лёгкостью удавалось Моцарту), его изумление и гнев от того, с каким пренебрежением порой относится Моцарт к своему гению.
На Большой сцене 6 февраля состоится спектакль "Пушкинский утренник. Уроки Анатолия Васильева" в постановке московской "Школы драматического искусства". Режиссёр - Игорь Яцко.
Спектакль построен в стиле платоновского диалога "Пир", его сопровождает музыка из репертуара детской музыкальной школы. Актёры в костюмах, стилизованных под гимназическую школьную форму, а само действо спектакля проходит на стульях в зале.
Критики называют этот спектакль "эстетским хулиганством", участники которого жонглируют словами и рифмами, а затем словно выстраивают из отдельных фраз мини-пьесы.
Вечером того же дня в медиахолле пройдёт публичная лекция Ольги Седаковой "…И не оспаривай глупца". Глупость и ум у Пушкина".
Ольга Седакова - русский поэт, прозаик, переводчик, филолог и этнограф. Кандидат филологических наук. С 1991 года преподаёт на кафедре теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ. Её специализация - славянские древности.
Стихи и филологические работы Седаковой практически не публиковались в СССР до 1989 года и оценивались как "заумные", "религиозные", "книжные". Её тексты распространялись в машинописных копиях, публиковались в зарубежной и эмигрантской периодике, а первая книга вышла в Париже в 1986 году.
7 февраля, пятница
На Большой сцене покажут "Онегина" в исполнении Новосибирского государственного академического драматического театра "Красный факел". Режиссёр-постановщик - Тимофей Кулябин.
Это одна из самых интересных и провокационных постановок по мотивам произведения русского классика. "Онегин" Кулябина визуально не имеет никакого отношения к пушкинской эпохе. Никаких роскошных декораций, никаких платьев с жемчугом и вееров. Только стихи и четыре актёра, заставляющие по-новому взглянуть на, казалось бы, всем знакомую классику.
Спектакль идёт под рейтингом 18+
В 22:00 7 февраля в медиахолле лекцией Павла Руднева откроется "Фестивальный клуб". Руднев - театральный критик и помощник руководителя МХТ имени А.П. Чехова по спецпроектам, кандидат искусствоведения, опубликовавший более тысячи статей о театре в различных изданиях.
8 февраля, суббота
В медиахолле "Мастерская" состоится публичная лекция авангардного театрального режиссёра, первого обладателя "Золотой маски" в номинации "Новация" (за спектакль "Луна для пасынков судьбы" Юджина О'Нила) Владимира Клименко - Клима. Автор тридцати пьес, в конце 80-х годов он создал в Творческих мастерских при Союзе театральных деятелей лабораторию по изучению человека как феномена и исследованию "пространства многомерного времени". Лекция Клима будет называться "Перелом языка / перелом сознания".
В тот же день на Малой сцене Московский театр на Таганке покажет спектакль "Моцарт и Сальери" режиссёра Игоря Пеховича.
А в 19:00 в БКЗ Псковской областной филармонии начнётся "Французский концерт в России" от Лиможской театральной академии.
9 февраля, воскресенье
В 14:00 в медиахолле начнётся лекция драматурга и эссеиста Бориса Голлера. В 1969 году по предложению ЛенТЮЗа Борис Геллер начал работу по инсценированию для театра романа "Евгений Онегин". С тех пор и по сей день все главные творческие интересы автора лежат в основном в области истории и культуры России первой трети XIX века: декабристско-пушкинско-лермонтовской поры. Написан ряд "драм истории", связанных тематически и духовно с этим временем и людьми этого времени.
А вечером на Большой сцене театра Лиможская театральная академия покажет спектакль "Декабристы" по пьесам Бориса Голлера.
10 февраля, понедельник
В Святогорском монастыре пройдёт лития на могиле А.С. Пушкина. Начало - в 14:45. А днем на Малой сцене состоится выступление Большого Театра Кукол, который покажет "Покаяние и прощание" в постановке Руслана Кудашова.
Полная программа XXI Пушкинского фестиваля До открытия Пушкинского фестиваля остается чуть больше двух недель, а значит, сейчас самое подходящее время изучить программу мероприятий, чтобы определиться,