Страсти по Пскову
Новые проекты зон охраны – компромисс между бизнесом и культурой.
Своеобразным прологом к Году культуры стало утверждение новых проектов зон охраны памятников архитектуры. На 24-й сессии областного Собрания депутатов был принят пакет документов, имеющих большое значение для сохранения исторического облика Пскова, а также градостроительной деятельности. Во-первых, постановлением областного Собрания депутатов были утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны ансамбля Псковского кремля (VI–XIX веков) – объекта культурного наследия федерального значения. Во-вторых, в состав охранной зоны ансамбля кремля – архитектурной и художественной доминанты города – вошли ещё 11 памятников культуры федерального значения, которые охватывают и исторический центр за пределами Окольного города.
В их числе – ансамбли Снетогорского (XIII век) и Спасо-Мирожского (XII век) монастырей, собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря (XII век) – лучшие образцы древнерусского зодчества. Все объекты культурного наследия, обретшие документы современного образца, а, значит, и защиту государства, обладают выдающимися архитектурно-художественными и эстетическими достоинствами. Это не может не радовать тех, кто стремится оставить потомкам город таким, каким он дошёл до нас.
В перечень памятников с утверждёнными границами зон охраны также вошли: церковь Иоанна Богослова на Милявице (XV век), что на улице Аллейной, церковь Успения со звонницей (XV век) в Бутырках, церковь Богоявления со звонницей (XV век) на улице Герцена, церковь Николы Каменноградского (XV век) на улице Розы Люксембург, церковь Константина и Елены (XVI век) на Красногорской, церковь Николая Чудотворца (XV век) в Любятово, церковь Климента Папы Римского (XV век) на Красноармейской набережной, церковь Алексея (середина XVI века) на улице Советской.
В этом списке памятников-счастливчиков, имеющих теперь весь необходимый пакет документов на крайний случай (к примеру, посягательства на его территорию незваных строителей), оказался и памятник регионального значения «Вокзал железнодорожный» 1863 года постройки. Как пояснил председатель комитета по культуре области Александр Голышев, наличие охранной зоны этого памятника не является препятствием для благоустройства территории вокзала, включая строительство стоянки такси, подземных переходов и прочего.
В принятом депутатами областного Собрания пакете документов, составленном в общей сложности для 12-ти объектов культурного наследия Пскова, прописаны все действия, которые можно производить на территории памятников и которые нельзя. Пока речь идёт лишь об историческом ядре. Специалистам понадобится ещё год-полтора, чтобы разработать охранное зонирование и новые паспорта других объектов наследия.
В чём актуальность?
Главной целью утверждённых Псковским областным Собранием зон охраны в правовом отношении является соответствие требованиям земельного законодательства. Главным аспектом в историко-культурном плане – сохранение объектов культурного наследия в исторической среде. Что касается градостроительной деятельности, наличие документов нового образца должно способствовать выработке чётких и ясных условий для инвесторов, которые собираются строить в историческом центре.
В целях обеспечения сохранности памятника на сопряжённой с ним территории устанавливаются: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. По сути, охранная зона – это территория, где запрещено новое строительство и разрешены лишь мероприятия, способствующие улучшению состояния памятников. В том числе, возможно благоустройство, прокладка и обновление сетей.
Подготовка новых проектов границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов длилась почти три года. Этой работой занималась ярославская фирма Фонд «Институт проектирования устойчивого развития городов и территорий», выигравшая тендер. Представленный на утверждение Псковскому областному Собранию комплекс 12-ти проектов, прошедший согласование в Министерстве культуры РФ, стал пятым вариантом. Только по одному этому можно судить о том, как тяжело достигались решения, устраивающие все заинтересованные стороны. На составление документов, необходимость которых вызвана изменением общероссийской правовой базы, потребовалось 2,5 миллиона рублей и много нервов. Они были потрачены псковскими специалистами, учёными, инвесторами, застройщиками, представителями Министерства культуры России на поиск компромиссных решений, удовлетворяющих и защитников памятников, и их противников.
Как оказалось, среди псковичей есть люди, считающие, что большое количество памятников архитектуры мешает развитию города. Среди депутатов областного Собрания приверженцем этой весьма оригинальной точки зрения стал Ян Лузин. По мнению бывшего главы администрации Пскова, только масштабное строительство может способствовать созданию новых рабочих мест, пополнению доходной части областного бюджета и даже улучшению демографии. По мысли Яна Вячеславовича, дать фирмам строить – значит отменить устаревший нормативно-правовой акт о зонах охраны исторического центра города, принятый областным Собранием депутатов ещё в 1995 году. Особенно много претензий у Лузина к градостроительным регламентам, касающимся высотности зданий. Если учесть, что историческая часть составляет лишь 5% территории Пскова, и именно с ней застройщики и инвесторы связывают возможность «экономического чуда», то подобные аргументы вызывают вопросы. Остальные 95% территории Пскова в зависимости от плотности застройки доступны для строительства. Другой вопрос, когда желание какого-то конкретного предпринимателя не совпадает с пятном застройки, где есть охранные зоны. В этом случае интересы памятника являются приоритетом. Это нематериальные ценности, и они защищены законом.
За что душа болит?
Бизнесменом-законотворцем, исповедующим другую крайность, стал депутат областного Собрания Игорь Савицкий. С неиссякаемым революционным энтузиазмом депутат старался убедить коллег и электорат в том, что в Пскове вообще нет подлинных памятников. Поэтому всё можно беспрепятственно разрушить «до основанья, а затем»… Это уже было в нашей истории. Для того чтобы донести до читателей точку зрения Игоря Савицкого, как говорится, без купюр, позволю себе довольно обширную цитату. Выступление депутата на 24-й сессии Псковского областного Собрания перед голосованием за проекты зон охраны заслуживает внимания. Город должен знать своих героев.
«Я не понимаю, какое отношение имеют охранные зоны к памятникам?! Охранные зоны – одно, памятники – другое. Причём здесь всё строительство в центре города?– начал своё, как всегда, эмоциональное выступление Игорь Николаевич. – Что касается Федерального закона, то в нём нигде не прописано понятие этажности здания. Это чисто псковское изобретение. Это мы так решили. Мы хотим видеть кремль со всех точек, поэтому так решили. Не знаю, кто конкретно это решил, но, видимо, решил. Федеральный закон, как и многие законы в России, не совершенен. На основании этого закона будет стоять ржавый «Мерседес» на стоянке – его можно сделать памятником культуры, как и любое здание, сооружение, находящееся на территории Пскова.
Даже наш уважаемый кремль – Диснейленд, построенный в 60-е годы. Он так не выглядел в начале века или в древние времена. Это всё новострой. Окружающие нас здания в центре города, половина из них, построены после войны. Центр города почти полностью был разрушен, если вы знаете. Он перестраивался. Но любой предприниматель вам объяснит: если на фундаменте трёхэтажного здания вновь строить трёхэтажное здание, цена квадратного метра будет невменяемая, и заплатит её не Лузин, не строители, а заплатят псковичи своими деньгами. И вообще речь идёт об обмане псковичей. Сейчас вы запускаете коррупционный конвейер по сбору средств со строителей. Сегодня примерно получается так: если вы хотите получить участок и разрешение на него, получение участка более полутора тысяч метров стоит два миллиона рублей, из них 20% – это взятка. Это общепринятая практика в нашем городе. Вот такие расценки. … То есть, наши деятели от культуры, прикрывающиеся лжепатриотизмом, включают коррупционный конвейер, который связан со строительством. Всё строительство будет зависеть от того, как будете с друзьями Шлосберга проходить согласования, за какие деньги, на каких условиях. Они могут согласовать проект, могут не согласовать. Особенно вопросы этажности.
За что душа болит? Если кто-то хочет сказать, что я хочу заработать, – у меня и Яна Лузина всё уже заработано, уже всё есть, – за город душа болит. Это будут трущобы и развалины. Даже в центре города. Сносить надо эти здания. Они портят облик города. Можно оставить фасады Октябрьского проспекта, я понимаю, мы с ними сжились. Но надо перестраивать капитально, без всяких ограничений. Все эти согласования – это развод на «бабки». Получается воровская схема. Я прошу не голосовать за всё это, поскольку они ( границы зон охраны . – Авт .) повредят нашему городу».
После этих публичных откровений бескорыстного Игоря Савицкого слово взял депутат Лев Шлосберг. Лев Маркович уведомил оппонента о намерении обратиться в Следственный комитет с целью проверки вышеизложенного. В частности, где, кому, когда и сколько депутат Савицкий давал взяток. Кстати сказать, депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг осуществил своё намерение и направил руководителю следственного управления Следственного комитета РФ по Псковской области Андрею Калинину запрос с просьбой проверить высказывания депутата Игоря Савицкого, сделанные им в ходе работы регионального парламента.
От частного – к общему
Судя по накалу страстей, которые сопровождали разработку проектов зон охраны памятников и их принятие, полярным точкам зрения, здесь без разъяснений специалистов не обойтись. Мы попросили председателя Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, главного специалиста Псковского филиала ФГУП института «Спецпроектреставрация» Ирину Голубеву рассказать о значении принятых документов.
Нас также интересовало различие между проектами зон охраны 1995 и 2013 годов.
По словам Ирины Борисовны, принятый пакет документов защищает памятники от захвата земельных участков, на которых они расположены, разрушения ландшафта – от нанесения им не только физического, но и морального ущерба, что немаловажно. Это предписывает и российское, и международное законодательство. Новые границы зон охраны позволят защитить не только памятники, но и историко-культурную среду. Пока она несовершенна, но стимул к совершенствованию уже есть.
Действующий проект зон охраны, созданный в 90-е годы и принятый областным Собранием депутатов в 1995 году, разрешал строительство в объединённой охранной зоне, но с ограничениями. Но в 2002 году вышел Федеральный закон «Об объектах культурного наследия», запрещающий строительство в границах охранной зоны. Получилось, что региональный проект разрешает, а федеральный закон запрещает. Это противоречие можно разрешить только путём создания нового большого проекта на весь город, который будет соответствовать закону, а именно – формировать отдельные зоны охраны и коридоры визуальных связей с отдельными памятниками, где строить нельзя, либо возможно, но с ограничениями. Для этого необходимо соответствующее решение и средства.
– Я считаю, что надо было сразу делать большой проект, а в нём поэтапно, не торопясь, разрабатывать защитные мероприятия для отдельных памятников, – поделилась своими соображениями Ирина Борисовна. – Но возможен и такой подход, как сейчас, – от частного к общему. Если у нас так сложилось, и по деньгам не получается, такой подход тоже имеет право на существование.
Паспортизация объектов культурно-исторического наследия проводится в нашей стране с 1964 года. Четыре раза Министерство культуры РФ меняло форму паспорта. Сейчас принята новая форма на основе постановления правительства 2011 года. Она предусматривает земельные отношения, которые вносятся в паспорт. Это кадастровые работы, определение границ путём геодезических методов. Принятый пакет документов находится в юрисдикции Министерства культуры РФ. Теперь Правила землепользования и застройки Пскова должны быть скоординированы с областным документом и федеральным законодательством.
Проект зон охраны, принятый постановлением областного Собрания в 1995 году, это системный документ, действие которого распространяется на всю территорию города. Не было бы этого документа – не было бы и исторического центра Пскова. Сейчас мы имеем полностью согласованный с Министерством культуры РФ пакет документов на 12 объектов культурного наследия. В предпоследнем варианте проекта зон охраны ансамбля Псковского кремля на всей территории Окольного города вообще было запрещено строительство. Но, учитывая сложившуюся ситуацию с ранее разрешённой застройкой и перспективой возможного строительства на некоторых участках города, Министерство культуры РФ посчитало возможным компромиссный вариант: выделение так называемых «окон» для застройщиков.
Согласно принятым документам, сейчас в проекте охранной зоны кремля, а точнее, внутри этой зоны, «вырезано» 8 «окон» с зонами регулирования застройки, где строительство разрешено. Это сделано проектировщиками с целью завершения уже начатого строительства и благоустройства. Так называемые «окна» включают участок Белорусского и центрального рынков, территорию Двора Лапиных, где на берегу реки Псковы планируется строительство гостиничного комплекса, территорию академического театра драмы, Музейный квартал, берег Великой в районе улиц Максима Горького и Ольгинской набережной, где находятся гостиницы-долгострои, а также улицы и территории, вошедшие в рекреационный кластер «Псковский», включая ТЭЦ. Зоны регулируемой застройки предполагают ограничения по высотности от 10-ти до 16-ти метров. То есть, строительство зданий не выше четырёх этажей.
Но до окончания работ по охранному зонированию остальных памятников и ландшафтов правила 1995 года сохранятся. По российскому законодательству запрещается отменять зоны охраны до разработки новых. Памятник и его защита первичны.
Впереди ещё много работы по наведению порядка в сфере охраны памятников. Важно, что принятые на последней сессии областного Собрания документы являются шагом вперёд как в вопросах градостроительного регулирования, так и охраны объектов культурного наследия.
Ирина Ефимова