Атмосферное явление
На IV фестивале художников «Псковская галерея» выставки открывались одна за одной, как будто шла эстафета олимпийского огня. В хорошем смысле слова – без перекрытия улиц, без пробок. Художники передавали друг другу эстафету. Огонь ни разу не потух. В выставочных залах Псковского музея-заповедника 15 октября 2013 года в течение 15 минут открылись целых три выставки.
«Художники изменили не только способ восприятия произведения, но и способ восприятия мира в целом»
Пришедшие на открытие выставок в тот день шутили: «А слабо в следующие раз открыть четыре выставки за десять минут? А пять выставок за три минуты? А десять выставок за минуту?»
Но дело не в количестве. Организатор фестиваля художник Илья Сёмин спортивный интерес в расчёт не брал и в книгу Гиннеса не напрашивался.
Однако отношения со временем у Ильи Сёмина действительно специфические.
В прошлые годы, бывало, на фестивалях он менял экспозиции каждые три дня, словно бы приучая зрителей регулярно, несколько раз в неделю, в одно и то же время приходить в один и тот же зал на открытие совершенно новой выставки.
Однако никакого цейтнота во время проведения IV фестиваля не наблюдалось. Времени было достаточно, и не только для того, чтобы разглядеть понравившиеся работы и проскочить мимо остальных.
Например, витебский художник и теоретик Александр Малей успел прочитать лекцию. Это был комментарий к его же выставке с громким названием «Суть вещей». Желающих послушать лекцию нашлось не слишком много.
Лет девяносто назад, в начале 1920-х годов, Витебск стал одной из столиц мирового модернизма. Там создали группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её возглавил Казимир Малевич.
В 1987 году Александр Малей в Витебске организовал творческую группу «Квадрат», продолжавшую то, что начали УНОВИС, причём продолжавшую в разные стороны – в прямом смысле слова.
Малей исходит из того, что мир не линеен. Мир всегда объёмен. Поэтому ко многим работам Александра Малея следует подходить с разных сторон. Там, где у Малевича квадрат, у Малея куб. Или шар. Его объекты наслаиваются друга на друга.
Издали работа может казаться плоской, но если подойти поближе, то обнаружится глубина. Глубину можно измерить линейкой.
На открытии псковской выставки витебский художник стал рассуждать о поисках новой формы. Ему интересны неочевидные вещи. Ему интересно то, что скрыто. Невидимое, но находящееся где-то рядом.
Илья Сёмин, подбиравший для этой выставки работы, считает, что «Малей пытается визуализировать энергии и конструкции иного мира».
«Искусство лет пятьдесят назад утратило стилевую направленность, – ненадолго углубился в прошлое Александр Малей. – Оно разложилось, и всё закончилось».
Когда Александр Малей произнёс «и всё закончилось», было понятно, что далее подразумевается что-то вроде «и началось заново».
Иначе бы не потребовалось искать новые формы, усиленно пытаясь приникнуть в суть вещей, хватать что-нибудь острое и вскрывать очаг, нарисованный на старом холсте, обнаруживая за ней другую реальность.
Но чтобы проникнуться этим желанием, одних знаний мало.
По мнению Александра Малея, в прошлом веке «художники изменили не только способ восприятия произведения, но и способ восприятия мира в целом».
Для Малея важно, чтобы к сознанию подключалась вера. Если зритель верит, что рядом с материальным миром есть нематериальный, то он начинает воспринимать современное искусство иначе, не поверхностно.
Видимо потому, что вера – вещь слишком индивидуальная, часть присутствующих отнеслась к увиденному равнодушно или скептически.
Указывая на выставленные в музее объекты, Александр Малей буднично произнёс: «Это же очевидно не из этого мира».
Конечно, не из этого. Из Белоруссии, а здесь – Россия.
Художник бегло прокомментировал то, что он представил в двух залах Псковского музея-заповедника: «Это попытка визуализировать сакральный мир. Назовём это НЛО из параллельного мира».
Так невидимое становится видимым. Но не для всех и не навсегда.
«Выставка получилось очень странной. Делать её я не собирался»
Выставка «Суть вещей» перекликается с ещё одной выставкой IV фестиваля художников «Псковская галерея», где были представлены работы псковского художника Игоря Иванюка. Но не с той выставкой, что была открыта за рядом, в соседнем зале («Время рисовать камни» [
Выставка называлась «Арабески».
«Он заталкивает нас в какие-то другие миры», – сказал об Игоре Иванюке Илья Сёмин и добавил: – Он самый активно работающий художник города».
По поводу «Арабесок» Игорь Иванов объяснился: «Изначально это было как заполнение пауз между другими работами».
Паузы заполнялись в одном стиле, в одном ритме.
Ритм здесь – понятие ключевое.
Не случайно во время открытия постоянно звучала электронная музыка Клауса Шульце.
А предельно насыщенные цветные абстракции отчасти напоминают цветомузыку.
По словам Игоря Иванюка, «абстракция позволяет заниматься чистой живописью без оглядки», то есть вырываться в космос, где нет людей, на которых надо постоянно оглядываться.
Возможно, как раз это имел в виду Илья Сёмин, когда говорил: «Он заталкивает нас в какие-то другие миры».
Музыка Клауса Шульце отлично бы подошла и к НЛО-объектам Александра Малея.
Взять хотя бы его «Пульсирующую спираль». В отличие от ярких работ Иванюка, она черно-белая. Это вполне могло бы быть обложкой какого-нибудь эмбиент-альбома [ 2 ].
По поводу другой своей выставки «Время рисовать камни» Игорь Иванюк выразился так: «Выставка получилось очень странной. Делать её я не собирался».
Не собирался, но тут пришёл Илья Семин, и многие камни при ближайшем рассмотрении оказались драгоценными или полудрагоценными. Камни у Иванюка словно бы постоянно подбрасываются вверх и переливаются в полёте на свету. Отсюда работы «Пламенеющий закат», «Икар»…
Следуя традиции, Игорь Иванюк, передавая эстафету, пригласил всех в соседний зал, где открывалась ещё одна выставка – «Сюрреализм».
Первое, что бросилось в глаза на выставке «Сюрреализм» – ... картина Игоря Иванюка.
Но здесь Иванюк, отметивший свое 60-летие, уже не солировал. «Сюрреализм» – это квартет очень-очень разных художников – Ильи Сёмина, Любови Желтышевой, Игоря Иванюка и Андрея Яковлева.
Пока публика подтягивалась, Илья Сёмин произнёс очередное вступительное слово: «Сюрреализм остаётся мечтой, может быть – неосуществлённой мечтой, потому что он деградировал в гламур».
Гламура здесь не было точно.
Зато один из посетителей, показывая на одну из работ Ильи Сёмина, воскликнул: «Так это же чистый Жбанов!»
Через пять секунд к картине подошёл художник Анатолий Жбанов, которого я спросил: «Ощущаете своё влияние?».
Анатолий Жбанов хитро прищурился и ответил: «Слишком хорошо сделано. Я так не могу».
Одна из самых заметных работ выставки – «Натюрморт со сдвигом II» Игоря Иванюка, где буханка белого хлеба, пронзённая гвоздём, выглядит словно сердце, пронзённое стрелой.
Визуальный эмбиент сменяется чем-то менее абстрактным. Появляется мелодия. Более того, кое-где встречается «припев».
Собственно, реализм со сдвигом – это и есть сюрреализм. Нет сдвига – нет сюрреализма.
Такой сдвиг отчётливо ощущается в работе «Цветок кричащий» Любови Желтышевой. Цветок действительно кричит (зовёт на помощь?).
А вот в серии Ильи Сёмина «Человек, рассматривающий свои руки», есть многозначительное молчание.
Люди разные и руки разные. Линии жизни на них уходят куда-то далеко, за пределы музейного зала, где уже зреют планы по подготовке V фестиваля художников «Псковская галерея».
Алексей СЕМЁНОВ
1 См.: А. Тасалов. Живые камни Игоря Иванюка // «ПГ», № 39 (661) от 9-15 октября 2013 г.
2 Эмбиент (англ. ambient — окружающий) — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием.