История в образах
У псковичей есть счастливая возможность знакомиться с творчеством выдающихся художников по оригиналам.
По многолетней традиции Псковский государственный музей-заповедник внесёт щедрый вклад в афишу праздничных мероприятий, посвящённых Дню города. Одним из сюрпризов, подготовленных сотрудниками, станет выставка одной картины. Чтобы не лишать эту художественную акцию интриги и не раскрывать до срока имя художника, могу лишь сказать, что псковские реставраторы подарили полотну, долго ожидавшему в запасниках своего часа, вторую жизнь.
О том, какие ещё богатства хранятся в фондах живописи и графики, по какому принципу отбирались те или иные полотна, экспонирующиеся сегодня в картинной галерее, мы постарались узнать у сотрудников художественного отдела Риммы Никандровны Антиповой, Натальи Ивановны Салтан и Юлия Александровича Селивёрстова, являющихся авторами постоянно меняющейся экспозиции.
Одни из экспонатов отправляются на реставрацию, другие получают приглашения участвовать в выставках за пределами Пскова, а также за рубежом. Например, работы Марка Шагала, являющиеся гордостью собрания – знаменитые картина «Купание ребёнка» и рисунок «Чёрные любовники», – крайне редко можно застать «дома». Они больше путешествуют в составе больших выставок, организуемых Государственным Русским музеем, Государственным выставочным центром при Министерстве культуры России и Третьяковской галереей. Эти работы относятся к раннему периоду творчества художника, поэтому вызывают повышенный интерес.
Графические работы (сделанные на бумажной основе) по музейным правилам не должны долго оставаться на свету и через определённый срок отправляются «на отдых» в фонды, а им взамен подбираются подходящие экспонаты. Наконец, время от времени появляются новые произведения живописи и скульптуры из числа дарственных работ, способные вписаться в существующую экспозицию и сделать её более интересной, – как это произошло, например, после прошедшей в прошлом году выставки современного искусства «Петербургские встречи». К сожалению, эта форма пополнения произведений изобразительного искусства уже давно (с начала 1990-х годов) является основной, так как средств на приобретения у музея практически нет, а сама статья «закупки» попросту отменена.
На холстах – правда истории
Проходя по залам галереи, стены которой украшают полотна известных художников – классиков русской школы живописи и других талантливых авторов, трудно представить, что многие годы, когда экспонирование было невозможно по техническим причинам, псковичи и гости города не могли видеть эти богатства.
Картинная галерея – это не просто ряд произведений, демонстрирующих художественное мастерство авторов, заставляющих зрителя воскликнуть: «Какая техника, какая блестящая живопись!» Картинная галерея – это история в художественных образах. В конечном итоге она показывает, как изменялся мир и человек в нём на протяжении столетий – от века XVIII (когда появилось светское искусство) до начала XXI века. Музейные работники, располагая экспонаты в том или ином порядке, словно бы выкладывают огромное по протяжённости «мозаичное полотно» из картин, стремясь в наиболее характерных для своего времени произведениях по мере возможности приблизиться к исторической правде.
Здесь мы встречаем немало имён знаменитых старых и современных мастеров. Значительную часть коллекции составляют произведения советского периода – от первых лет советской власти до полотен ныне здравствующих художников. Отличительной чертой музейного собрания живописи являются полотна, отражающие художественную жизнь Псковского края XIX – начала XX веков. В том числе, работы художников, иллюстрирующих культуру псковских дворянских усадеб. Среди них нередко встречаются создания высокого искусства, заставляющие предположить столичное или европейское образование автора. Они доносят до нас не только дух, но и реалии давно ушедшего времени. К подобным произведениям относятся портреты псковских помещиков П.А. Яхонтова и В.Ф. Вохина.
Кроме того, в галерее широко представлены полотна талантливо выразивших своё время, но мало известных в силу различных причин живописцев 1920–30-х годов, в том числе получивших путёвку в жизнь в стенах Псковской художественно-промышленной школы.
Заслуживающий внимания
Псковская картинная галерея была открыта в 1921 году. Экспозиция занимала четыре зала двухэтажного особняка на Романовой горке – бывшего дома предводителя дворянства – и включала отделы русской живописи и западноевропейской графики. Основой фонда изобразительного искусства послужило собрание музея Псковского археологического общества, в которое в 1909 году вошла коллекция петербургского сановника, члена Государственного Совета Аркадия Николаевича Мицкевича и выдающегося псковского собирателя и мецената, купца Фёдора Михайловича Плюшкина. После его смерти в 1911 году часть собрания была приобретена Русским музеем. В музей археологического общества было передано 1796 картин, миниатюр и других предметов искусства.
Среди них – два портрета Петра Великого. Эпоха Петра I имела основополагающее значение для всего последующего развития России и, конечно, для культуры. Выразительные средства портрета Петра I, принадлежащего кисти неизвестного живописца, включают целый ряд элементов традиционного «парсунного» письма – раннего жанра портрета в России, находившегося под большим влиянием иконописи. Второе изображение Петра I, приписываемое кисти Ивана Никитина, говорит об овладении новым для русского сознания европейским изобразительным языком, о создании убедительного, национально окрашенного портрета.
Малый парадный портрет Е.А. Долгорукой работы неизвестного художника даёт трактовку женского образа, свойственную эпохе. Также в картинной галерее представлены итальянцы, работавшие в России, – Пьетро деи Ротари, автор портрета
П.С. Салтыкова, Стефано Торелли, профессор императорской Академии художеств и создатель аллегорической композиции «Приезд Г.А. Потёмкина в Петербург после покорения Тавриды», австрийский портретист Иоанн Баптист Лампи-старший, писавший Екатерину II. В России были созданы лучшие произведения французского портретиста Жана-Луи Вуаля, в числе которых портрет Г.А. Строганова – одно из лучших произведений Псковской галереи.
В начале 1919 года предметы, имеющие художественно-историческую ценность, были сосредоточены в подвальных помещениях Поганкиных палат, где среди прочего находились и произведения изобразительного искусства из поместий дворянских родов Псковской губернии.
В это же время художественные произведения стали поступать в Псковский музей из центральных государственных хранилищ. Весной 1920 года усилиями псковских и петроградских художников в Пскове была организована большая выставка картин, среди которых – работы Бориса Григорьева, Марка Шагала, Александра Бенуа, Исаака Бродского, Юрия Анненкова, Бориса Кустодиева и других молодых авторов, сегодня по праву занимающих место классиков. Некоторые из них (уже упомянутые работы Марка Шагала, а также полотна «Хутор» и «Олонецкий дед», входящие в цикл «Расея», созданные Борисом Григорьевым в 1917 году) и сегодня являются гордостью Псковской картинной галереи.
Наиболее значительным и важным для Пскова было поступление в 1930 году из Государственного Русского музея полотен Фёдора Рокотова, предвосхитившего русский романтизм, Владимира Боровиковского – мастера портретной живописи, Василия Тропинина – создателя русского «частного портрета», патриарха передвижничества Николая Ге, художника-реалиста Ильи Репина.
«В чудесном древнем городе Пскове есть музей, заслуживающий всяческого внимания… Совершенно законченной представляется работа по организации картинной галереи музея, развёрнутой в ряде просторных, отлично освещённых зал. Здесь неподготовленного посетителя, даже немало искушённого по части музейных ценностей, ожидают необычные и волнующие переживания», – выразил свои впечатления от увиденного академик И.Э. Грабарь в одном из журналов 1929 года.
К началу 1941 года фонд псковского собрания насчитывал около 3600 единиц хранения. Но собрание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Всё, что осталось в оккупированном городе, было уничтожено или разграблено фашистами. В тыл удалось эвакуировать 180 работ, ставших основой современной экспозиции картинной галереи.
От парсуны до авангарда
В 1970-е годы комплектование галереи продолжилось. Из частных собраний Москвы и Ленинграда были приобретены работы художника-пейзажиста Николая Дубовского, художников, начавших свой творческий путь в группе молодых обновителей живописи революционного XX века: Роберта Фалька, Бориса Григорьева, Сергея Судейкина, импрессиониста Константина Коровина, исповедовавшего символизм и модерн живописца и сценографа Александра Головина и других авторов.
Сегодня у псковичей есть счастливая возможность знакомиться с творчеством выдающихся художников и историей изобразительного искусства по оригиналам. Среди них – полотна Дмитрия Левицкого и Фёдора Рокотова, Андрея Иванова и Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского и Карла Брюллова, Алексея Венецианова и Алексея Саврасова, корифеев объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет», а также многих других прославленных авторов.
Три года назад на втором этаже здания картинной галереи открылся зал западноевропейского искусства XVI–XIX веков. Основу этого небольшого собрания составили высококлассные картины художников различных западноевропейских школ из собрания наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (И.М. Воронова). Художник по образованию, он всю свою жизнь был страстным собирателем живописи. За щедрый дар музеям, которым архимандрит Алипий передал своё собрание, со временем его стали называть Печерским Третьяковым.
В зале западноевропейского искусства немало великолепных работ. Особо выделяются два полотна. Среди них – «Мадонна с младенцем» мастерской Андреа дель Сарто, одного из крупнейших представителей флорентийского Высокого Возрождения. Она была отнесена специалистами к 1520-м годам. Учитывая, что в российских музеях имеется только два оригинала Андреа дель Сарто, это полотно имеет особую ценность. Наряду с «Мадонной с младенцем» картина «Аллегория пяти чувств» кисти Теодора Ромбутса из Фландрии, датированная началом XVII века, является истинным шедевром.
Ирина Ефимова