Подметатель пессимизма
Хочу переломить отношение у людей, что Псков – это какая-то Аляска»
У Псковского драматического театра появился художественный руководитель. Им стал выпускник актерского отделения Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, режиссерского курса профессора П. Фоменко в ГИТИСе Василий Сенин. За плечами 38-летнего режиссера более трех десятков театральных работ, участие в фестивалях, театральные премии, стажировки за границей.
Сенин приглашен областной администрацией для «создания современного театрального пространства». Каким видит режиссер решение поставленной задачи? О своих планах Василий Георгиевич одним из первых рассказал журналистам «Псковской правды».
Продукт для потребителя
- Я поставил перед собой реальные сроки создания в Пскове нового театрального репертуара. Это два – два с половиной сезона. Продумал план мероприятий. Проект включает организацию крупного фестиваля в Пскове, подобного фестивалю в Оренбурге. Это может быть фестиваль обмена, встреч российского театра и западноевропейского. Я хочу сделать театр имени Пушкина очень привлекательным для работы актеров не только из Пскова, но и из других регионов. Хотел бы, чтобы театр был не только местом, куда будет ходить зритель на спектакли с 19 до, условно говоря, 21 часа. А чтобы человек мог прийти в любое время в своеобразный культурный центр. Театр должен быть интересным людям разных поколений, в том числе и молодежи. Рядом - опыт успешных театров соседей в Латвии и Эстонии. Почему в маленькой Латвии со сложными экономическими условиями четыре театра, а здесь только один? Я считаю, что нужно не бояться театра как делопроизводства. Театр – это продукция, рассчитанная на конкретного потребителя.
У меня есть всевозможные идеи, не буду их анонсировать заранее. Когда начнутcя конкретные дела, тогда я вам расскажу. Это вполне реальные планы. Надеюсь, что медийные встречи будут частыми: сейчас общество очень сильно зависимо от средств массовой информации.
Взять права и отвечать
- Кто такой художественный руководитель?
- В сложившейся административной системе театров, которые находятся на балансе государства, области, муниципалитета, де факто и де юре сложилось, что существует директор и главный режиссер. Но такой сегментация не очень успешна, потому что идет разделение власти. Один человек занимается только творческой составляющей, другой – хозяйственной. Появляется конфликт интересов, страдает зритель и учредитель. Система художественных руководителей иная. Это когда человек творческой профессии осознает, что ему нужно брать бразды правления в собственные руки. Первый театр, который сказал, что так должно быть, это «Современник». Так создавался МХАТ. Было время, когда директором театра в достаточно успешную его пору был Олег Табаков. Я как режиссер, конечно, в идеале мечтаю о продюсере, который создает необходимые условия и жертвует своими интересами ради интересов художника. Но эта ситуация идеалистическая. Поэтому приходится вспоминать свое незаконченное высшее юридическое образование. Огромное спасибо Школе театрального лидера со всеми лекциями по экономике, делопроизводству и прочему.
Художественный руководитель - это человек, который организует, создает театр, готов брать на себя ответственность. Есть много таких страшных слов, таких, как госзадание, план. Мне кажется, что сейчас время такое (мне оно нравится). В нем человек, который хочет получить права (а я прекрасно понимаю, что не каждому человеку моего возраста и старше такие права даются), должен за них нести ответственность. Не только перед людьми, которые эти права вручали, а перед людьми, с которыми я буду реализовывать эти права и для которых эти права будут реализовываться.
- А место режиссера?
- Режиссер – это режиссер. Он не бывает главным. Он создает спектакль. А потом уже спектакль начинает существовать в том пространстве, которое реализует художественный руководитель. Режиссером интереснее быть в своем театре. Но в государственном театре есть не только сцена.
- Василий Георгиевич, вы будете работать в качестве режиссера или предпочтете только руководить?
- Естественно, я сам буду работать и как режиссер. Это мое основное занятие. Хотя, как показал опыт моих коллег, нужно жить в той реальности, когда художник должен быть и хозяином. В успешных театрах существует либо хорошо сложившийся тандем, либо единоначалие. Обязательно должен быть художественный лидер. Потому что театр – это прежде всего люди. Не только актеры, но и большое количество цехов.
«Останусь по любви»
- Что привело вас в Псков?
- Мне губернатор Андрей Анатольевич Турчак сделал такое предложение. Я же принадлежу к новому поколению людей, у которых множество планов на жизнь. Ради интересного предложения пришлось, конечно, многое отодвинуть, кое от чего отказаться. Но я был готов этим пожертвовать. Жизнь настолько интересна и коротка, очень много в ней хочется попробовать. Я долго думал, вынашивал свои планы, диктовал свои условия и буду продолжать это делать.
У меня нет задачи прийти и остаться здесь навсегда. Если по любви – да. Есть задача, чтобы корабль поплыл. А потом, если меня попросят остаться на борту этого корабля, я с удовольствием это сделаю.
- То есть для вас это жизненный, творческий, личностный эксперимент?
- Вся жизнь это эксперимент.
«Откуда такой пессимизм!?»
- Вы отказываетесь от связей, которые есть в столице, перебираетесь в провинцию…
- Почему? Нет. Я работал в других странах с разными экономическими ситуациями. Разрастание культурного пространства, ноосферы псковского театра имени Пушкина за пределы Псковской области - это одна из моих идей. И это реально. Например, в Болгарии актер из города Софии утром едет на автобусе играть спектакль в городе Плевен. Вечером замечательно проводит время с коллегами, потом уезжает. Не для кого это не является сложностью. Театры заинтересованы в таких проектах. Это не исключает понятия труппа. Это такой взаимоэнергетический и культурный обмен.
Я не рассматриваю Псков как провинцию. Мне хотелось бы переломить отношение у людей, что Псков – это какая-то Аляска. Да тут три с половиной часа езды до Питера, столько же до Таллина и до Риги. Откуда такой территориальный пессимизм? Я его почувствовал у псковских актеров. Но есть, к примеру, Омск, находящийся за 3,5 часа лета от Москвы. Он имеет прекрасный театр, хотя это очень сложный регион. Тем не менее два года назад туда, в Сибирь, приезжал на гастроли театр «Комеди Франсез». Многие мне знакомые люди готовы сотрудничать с Псковом.
Псковский регион имеет три границы. Оказывается, здесь пройти границу в разы быстрее, чем в Петербурге. У вас электронные очереди на таможне существуют. В Петербурге такого нет. Я удивился дороге до Пскова. Она по качеству примерно одного уровня с дорогой на Хельсинки. Целых шесть автосалонов в городе. Я ходил в кинотеатр «Октябрь». Диванчики – прикольно. Правда качество изображения и звука…
Люди адекватные. Я когда общаюсь с псковичами, у меня не возникает мысли: «Боже, что они говорят?». Здесь огромный культурный потенциал, возможность культурного обмена. Легендарное историческое наследие. Сам факт персоны Ольги, имя которой всем известно. Я ходил по городу, наблюдал за людьми, специально проверял свои ощущения. Я не понял пока, в чем налет пессимистичности. Одно уже определил. Это налет, который легко смести.
Смотрите, мне сказали, что сейчас придут журналисты. Бывают регионы, где говорят про журналиста: «Она пишет о театре». «О каком театре?», - спрашиваешь. «Вы знаете, еще при тех временах». Но здесь, в Пскове, у меня берут интервью не бабушки и дедушки. Передо мной сидят молодые люди. Вы никуда отсюда не уехали.
- А вы будете работать наездами или переедите в Псков?
- Я готов работать здесь всю рабочую неделю. А что буду делать на выходных – это уже мое дело. Либо поеду в Санкт-Петербург к родителям, либо в Москву к семье, либо к другу в Ригу.
- Василий Георгиевич, что вы думаете о Пушкинском театральном фестивале?
- Прекрасно, что он есть. Я с большим уважением отношусь к Рецептору. Он приезжал к нам на курс, когда я учился. То, что он сделал для Петербурга, это очень важные вещи. Но конкретно о фестивале не могу сейчас ничего сказать, потому что я на нем не был два последних года. Потерять фестиваль гораздо проще, чем его создать. Это плюс, что он есть. Любая вещь в жизни требует развития. Но быть голословным и строить прожекты я не собираюсь.
«Приукрашать не собираюсь»
- Вы сегодня встречались с актерами. Они жаловались на свое прозябание в театральном Пскове?
- Да, жаловались. И я их не успокаивал и успокаивать не буду. Давайте говорить честно. Факт полной реставрации – очень удобный способ для роспуска труппы. Но это не произошло. Факт финансовый мы тоже обсудили. Может быть, кто-то хотел потребовать чего-то большего? Но для этого нужно работать, вкалывать.
У меня есть друг, переводчик Шекспира Сережа Радов. Мы с ним кого-то обсуждали. Думаешь, ну как так можно, это такой ужасный человек. Сережа очень мудро сказал: «Вася, ну ты вообще скажи спасибо, что он такой. Он мог быть гораздо хуже».
Можно жаловаться на ситуацию, а можно понимать, что она могла быть гораздо хуже.
Что касается увольнений. Сейчас многим приходится объяснять, что театр-дом - это философская концепция, а не реалия. Я не люблю это делать жестко, потому что у меня самого есть родители. Я всегда за поиск диалога. Но приукрашать ситуацию и, наоборот, принижать я не собираюсь. Работать в комфортных условиях может каждый. Сможет ли он выдержать в условиях свободной конкуренции?
- С вашим приездом в Псков в репертуаре театра появится Заповедник» Довлатова?
- Нет, редакции «Заповедника» не будет. У Довлатова есть замечательные другие тексты. Если спектакль понравился псковскому зрителю, его можно ещё раз сюда привезти на гастроли. Но я режиссер, который очень зависит от актеров. Свое вдохновение черпаю от них. Когда мы будем больше общаться с актерами псковской труппы, мы подарим зрителям неожиданные сейчас для нас названия, которые потом окажутся очевидными.
- Каким было ваше предварительное знакомство с творчеством псковских актеров? Каково, на ваш взгляд, состояние труппы?
- Я смотрел спектакли. Состояние труппы определяет только один факт – ремонт. Говорить о том, что труппа находится в ужасном состоянии – это неправда. В прекрасном – тоже неправда. В прекрасном состоянии находится труппа, которая играет 20 спектаклей в месяц. Если труппа играет меньше, или столько же, но по бумажкам… Актером нельзя оставаться на бумаге. Нужно выходить, тратить энергию, ощущать провал, успех, жить, развиваться, спорить.
В псковской труппе катастрофически мало молодых актеров. Возможно, на данном этапе молодым людям не интересно работать в театре, даже туда ходить. Но это не потому, что им не нравится цвет обоев. Внутреннее наполнение нужно менять. Я сторонник разумного радикализма. Радикальность необходима для движения вперед. Семь раз отмерь, но отрежь. Процесс мышления – это тот процесс высшей нервной деятельности, которые приводит к принятию решений. Делить людей на друзей и врагов неправильно. Нужно реально оценивать свои силы. В театре могут работать люди, которые уже не способны выходить на сцену, но готовы делиться накопленным опытом во время встреч с публикой совершенно иного формата. При театре должны возникнуть всевозможные творческие объединения. Хотелось бы, чтобы театр стал местом формирования культурной среды. Чтобы к нему тянулись люди. Если в театре возникает принципиально новое здание, то должно поменяться и его содержание.